В формировании современной картины на рынке спиртовых кожных антисептиков решающим стал 2020 год. Однако эта ниша достаточно динамично развивалась и до пандемийного года: в 2018 году рынок показал 30%-й рост, а в 2019 году вырос на 91%. Тем не менее именно 2020-й год привлек сюда огромное число новых игроков. Если обратиться к цифрам – более чем в 8 раз увеличился объем производства дезинфицирующих средств, и антисептиков в частности, — до 380 тыс. л в сутки.

В эту дефицитную на первых порах нишу ринулись все, кто в своем основном производстве так или иначе применял этиловый спирт — от Лукойла до Фаберлик. Как оказалось, этим компаниям удалось быстрее всего перенастроить производственное оборудование, получить соответственные документы и начать выпуск спиртосодержащих кожных антисептиков. В то время как Всемирная организация здравоохранения публиковала рецепты, как приготовить антисептик своими руками из спирта, перекиси водорода и глицерина, Роспотребнадзор экстремально упростил процедуру регистрации для антисептической продукции. Естественно, речь идет не о тех средствах, которые могут применяться для обеззараживания рук хирургов, а о бытовом сегменте – парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук с заявленным антимикробным действием. Именно эти средства по большей части заполнили полки супермаркетов и страницы онлайн-магазинов.

В чем недостаток парфюмерно-косметических средств? В главном — недоказанном антимикробном эффекте. Антисептик, который применяется в медучреждении, должен пройти токсикологические испытания, испытания на эффективность обеззараживания и снижение общей микробной обсемененности в аккредитованной Роспотребнадзором лаборатории с выдачей соответствующих научных отчетов. Далее средство получает свидетельство о государственной регистрации и сопровождается инструкцией по применению, также утвержденной аккредитованной лабораторией.

Парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук с заявленным антимикробным действием, подлежит только обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011). Эта продукция не проходит никаких обязательных исследований на наличие бактерицидного действия. По сути предположения об антимикробной эффективности средств основываются только на наличии в его составе определенного количества спирта, заявленного на этикетке.

Между тем в Краснодарском крае в случайной выборке был проанализирован состав 14 антисептиков из класса парфюмерно-косметической продукции. Исследование показало, что в большинстве представленных средств состав не соответствует заявленному на этикетке. Кроме того, приведенная на этикетках нормативно-техническая документация относится не только к парфюмерно-косметической продукции, но и средствам для дезодорирования и ароматизации воздуха или средствам для ухода за кожей, моющим средствам, что не имеет отношения к дезинфицирующим или антисептическим свойствам, указанным на этикетках. Фактически производитель вводит в заблуждение потребителя о потребительских свойствах производимых им товарах. По мнению специалистов, до 80% антисептиков на полках магазинов являются некачественными или даже опасными для потребителя.

Несмотря на большое количество вопросов к данному типу продукции, до сих пор действуют рекомендации Роспотребнадзора, введенные письмом от 27.03.2020 № 02/5225-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий», о допустимости использования для гигиенической обработки кожи рук населения косметической продукции с антимикробным действием. Также остаются в силе регуляторные послабления для регистрации такого рода средств. Отмена рекомендаций и полноформатная процедура регистрации — необходимые шаги для борьбы с тем немалым объемом некачественных, и даже небезопасных, антисептиков, которым заполнен масс-маркет.

1 февраля 2021 года по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству принять меры по совершенствованию сертификации дезинфицирующих средств.

При Совете по правам человека была создана рабочая группа, объединившая лучших специалистов в этой области: от производителей дезинфицирующих средств и поставщиков услуг по дезинфекции до конечных потребителей в лице крупнейших медицинских учреждений. В итоге круг обсуждаемых вопросов вышел далеко за рамки поставленной темы. Одно из предложений касалось создания реестра добросовестных производителей дезинфицирующих средств, который возможно создать по итогам добровольного аудита производителей, проведенного силами профильных общественных организаций. Чтобы вывести с рынка некачественную продукцию ряд производителей рекомендовал провести «инвентаризацию» антисептиков, представленных на рынке, для этого также привлечь общественные организации.

Одним из инструментов регулирования производителей является Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. В Постановлении сформулированы критерии отнесения дезинфекционных средств к продукции, произведенной на территории России: наличие оборудования, лаборатории, средств производства и т.д. Такое заключение дает возможность производителю участвовать в государственных и муниципальных закупках, однако не влияет на ритейл.

Итогом обсуждения стало решение о начале эксперимента по маркировке антисептиков – дезинфицирующих средств, который стартовал 1 августа 2021 года и продлится до 31 августа 2022 года. Пока эксперимент не касается парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук с заявленным антимикробным действием. На данный момент в пилотном проекте участвуют 10 производителей. Система «Честный знак» позволит проследить путь товара от производителя до конечного потребителя и таким образом исключить контрафакт и защитить рынок от недобросовестных производителей.

Ожидается, что после завершения эксперимента, требования о маркировке будут распространены также и на антисептические средства из сегмента парфюмерно-косметической продукции.