Денис Швецов, Budu

Пандемия дала толчок к развитию телемедицины в России. О том, кто станет драйвером ее развития сейчас и о том, что нужно для трансформации телемеда в комплексную персонифицированную помощь пациенту как онлайн так и офлайн, рассказывает генеральный директор Budu Денис Швецов.

Сейчас на рынке телемедицины уже сформирован пул профессиональных игроков-провайдеров, обладающих необходимой экспертизой:  «Доктор рядом», «Яндекс Здоровье», Budu, Доктис, СберЗдоровье.  Все больше клиник начинают внедрять цифровые технологии и использовать телемедицину. США прошел этот путь также: стимулировать рынок начали провайдеры, а после подхватили клиники.

Сегодня ключевым трендом индустрии становится трансформация модели оказания услуг цифровыми игроками. Если раньше основной задачей для телемед- компаний было оказать онлайн консультацию, то есть ответить на вопрос пациента, то сейчас большинство думают над тем, как предоставить пользователю комплексную, услугу. То есть происходит переход от исключительно цифровой информационной услуги к комплексной, направленной на решение проблемы человека. Мне кажется, это важная веха развития телемедицины. Телемедицина перестает быть просто онлайн консультациями, а становится по-настоящему цифровой медициной, которая объединяет и онлайн, и офлайн в одно целое.

Вторая важная вещь: и общество, и регулятор готовы к изменению нормативного законодательства. С начала 2018 года существует ряд значительных законодательных ограничений: нельзя ставить диагноз при первичной телемедицинской консультации и назначать лечение, мониторинг и корректировку лечения может осуществлять только лечащий врач и так далее. Но сегодня индустрия готова к изменениям: в обществе назрел запрос на повышение эффективности и удобства взаимодействия с врачом. Регулятор также готов идти на уступки, понимая, что игроки, серьезно занимающиеся развитием цифровой медицины, усовершенствовали технологии, усилили компетенции, получили опыт.

Нужно отметить еще один тренд: участники рынка цифровой медицины понимают, что возможность дистанционно поговорить врачу и пациенту – это не самоцель.  Цифровая медицина должна вести к повышению эффективности системы, что подразумевает заботу и о пациенте, и о враче. Необходимо развивать такие направления как превенция заболеваний, постоянный мониторинг хронических состояний, контроль применения лекарственных средств – обеспечение человека медицинской помощью гораздо шире, чем просто визит к врачу, и все эти задачи может решить цифровая медицина. С другой стороны, активное внедрение технологий искусственного интеллекта позволит снять часть рутинных функций с врача, а также снабдить докторов системой поддержки принятия решений, в основе которой большие данные и алгоритмы.

Одной из ключевых проблем цифровой медицины, в том числе при первичном приеме, является невозможность проведения очного осмотра. Мы видим, что создание девайсов, которые эту проблему смогут решить, вполне возможно. Есть дистанционные фонендоскопы, отоскопы, ЭКГ и так далее. Существует набор устройств, которые позволяют минимизировать разницу между дистанционным и очным осмотрами, не говоря уже о результатах лабораторных и инструментальных обследований, которых зачастую более чем достаточно для постановки диагноза и назначения лечения.

Медицинские гаджеты, которые будут всегда при пациенте, чтобы получать не только аудиовизуальную картинку, но и объективные данные о состоянии его здоровья, точно то направление, которое в ближайшее время будет развиваться. Причем как в сегменте мониторинга хронических пациентов, так и при первичной медицинской помощи.

Кто будет драйвером всей этой истории? Мне кажется, все-таки медтех-компании, которые и формировали этот рынок. Следующий этап для них —  сделать цифровую медицину более эффективной.