Беньямин Ковач, GDP

Последние 2,5 месяца поставили перед фармацевтическими дистрибьюторами серьезные вызовы. И дело даже не в нарушении логистических цепочек, которые широко обсуждаются сейчас, – у большинства компаний оставались большие товарные запасы, многие нашли альтернативные каналы поставок, сбои, безусловно, есть, но эти вопросы решаются. Гораздо более значимая проблема заключается в усложнении ситуации с финансированием.

Как работает рынок дистрибуции лекарств в новых условиях? Текущая ситуация серьезно ударила по бизнесу крупных фармацевтических компаний, в том числе западных. Если раньше они предоставляли большие отсрочки платежа, товарные кредиты, то сейчас эта практика уже не актуальна. Страховщики перестали страховать их товар, по крайней мере в тех объемах, как раньше, поэтому многие компании перешли на предоплату. Это значит, что финансовые гарантии должен обеспечивать фармацевтический дистрибьютор или государственный заказчик, если производитель работает с медучреждениями напрямую, но таких компаний можно пересчитать по пальцам одной руки.

С учетом этой ситуации и на фоне замедления логистических процессов дистрибьютор должен всегда иметь на складе одно-, двухмесячный товарный запас, на закупку которого должны быть средства. При 20%-й ставке рефинансирования готовая кредитная ставка будет составлять в настоящих условиях 23-24%. Кроме того, для создания двухмесячного товарного запаса 6% будет уходить только на финансирование сделки, без отсрочки платежа. Добавьте к этому удорожание топлива и ожидаемую инфляцию на все остальные услуги. Это очень жесткие финансовые условия для бизнеса. Ответственность дистрибьюторов существенно возрастает, и это приведет к очень большому напряжению на рынке.

В нынешних условиях, если у компании нет товара на складе, она не сможет участвовать в тендере на поставку лекарственных средств, поскольку для нее это высокий риск. Поэтому шанс выжить есть только у сильных дистрибьюторов, а значит, на рынке произойдет определенная консолидация. Компаний, у которых нет финансовой подушки, просто не станет, и их объемы перейдут поставщикам, обладающим финансовым ресурсом. Конечно, для компаний открываются и новые возможности. Например, сейчас рассматривается возможность индексации цен на препараты ЖНВЛП, и это может дать дополнительный объем рынка в рублях. Но чтобы воспользоваться ими, нужны средства.

Мы видим, что у регуляторов сейчас появляются инициативы по поддержке фармацевтических производств, к сожалению, дистрибьюторам уделяют значительно меньше внимания. Было бы хорошо, например, предусмотреть увеличение срока закупки лекарственных препаратов для населения до полутора лет, чтобы пациенты были бесперебойно обеспечены лекарствами. Безусловно, стоит продумать меры поддержки, направленные на повышение финансовой защищенности дистрибьюторов. Недавно в рамках комитета по охране здоровья Государственной думы РФ прозвучала инициатива о том, чтобы исключить требования обеспечительных платежей со стороны государственных заказчиков. Если такую меру примут, это уже будет большой помощью. Также стоит пересмотреть санкции в отношении поставщиков, которые не успели по тем или иным объективным причинам поставить товар. Все эти меры могли бы дать дополнительную гибкость для дистрибьюторов.

Чтобы сохранить систему бесперебойной поставки лекарственных препаратов населению РФ, регуляторам стоит рассматривать дистрибьюторский сегмент бизнеса не менее приоритетным, чем производственный, ведь основные риски ложатся сейчас именно на нас.