В России каждую минуту умирает один человек, которому был поставлен диагноз «хроническая сердечная недостаточность» (ХСН). После первой госпитализации в течение месяца погибает каждый десятый пациент, в течение года — каждый пятый, в течение пяти лет — каждый второй.
При том, что уровень помощи, оказываемой в стационарах довольно высок (часть пациентов с ХСН госпитализируется до 20 раз в год), низкая приверженность медикаментозной терапии и не соблюдение рекомендованного образа жизни после выписки остается главной причиной высокой смертности.
Призывы пациентов к «сознательности» слышны повсеместно. При этом после выписки из стационара эти больные вынуждены покупать лекарства за свой счет, и по разным причинам делают это далеко не все. Если пациенты с острыми формами сердечно-сосудистых заболеваний обеспечиваются лекарствами за счет бюджета, пациенты с хроническими болезнями сердца и сосудов доступа к бесплатной терапии практически не имеют. Льготное лекарственное обеспечение для них существует лишь в рамках некоторых региональных программ.
О ситуации в регионах России рассказывает Александр Петров, руководитель Экспертного совета по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Комитета ГД по охране здоровья:
— Заслушав порядка 40 регионов на рабочих группах, мы понимаем, что нужно делать дальше. Будем настаивать на том, чтобы в регионах были внедрены регистры пациентов по нозологиям и областные законы, которые позволят учитывать и управлять процессом лечения этих пациентов. Регистры — это самый важный момент с точки зрения бюджетов регионов: они смогут достаточно точно посчитать количество необходимых ресурсов. Иногда складывается впечатление, что в здравоохранении каждый регион действует самостоятельно.
У Санкт-Петербурга, в котором и проходило научно-практического совещание «Совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Формирование программы льготного лекарственного обеспечения пациентов с хронической сердечной недостаточностью», уже есть опыт реализации успешного регионального проекта ДИСЛЕК, который был реализован в пилотных медицинских организациях стационарного и амбулаторного звена. Сегодня его результаты проекта масштабированы для внедрения и дальнейшей реализации во всех медицинских организациях города. Также действует региональная программа по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, рассчитанная до 2024 года.
Успехи есть, но проблемы остаются и связаны они, в первую очередь, с лекарственным обеспечением.
— Если в Санкт-Петербурге почти 300 тысяч пациентов с ХСН, то можно посчитать, сколько в среднем погибает — это 16 тысяч человек. Точно статистику не подобрать, поскольку ХСН всегда зашита в середине диагноза, выбрать их тяжело по регистру. Если бы мы для этих людей нашли деньги и давали инновационные лекарства через программу, то цифру бы мы уменьшили сильно, — считает первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Андрей Сарана.
Вопрос об обеспечении лекарствами людей с ХСН, по его словам, уже дважды вносился в проект бюджета Санкт-Петербурга, но решение о выделении средств пока принято не было. В год, по словам Сарана, на эти цели региону необходимо около 200 миллионов рублей.
Елена Хвостикова, директор АНО «Центр помощи пациентам «Геном», также подчеркнула актуальность проблемы:
— Сегодня мы все чаще фиксируем обращения пациентов с хроническими болезнями сердца, которые нуждаются в консультациях по маршрутизации, защите прав на лечение, оплате дорогостоящей диагностики. Мы готовы им помогать, консультировать и информировать о профилактике сердечной недостаточности, об инновационных методах диагностики и лечения, инновационных лекарственных препаратах, которых становится все больше, о методах и возможности реабилитации.
Только в Санкт-Петербурге численность больных с ХСН III—IV функционального класса (наиболее тяжелых) превышает 272 тысячи человек. Специалисты уверены, что благодаря разработанной Комитетом здравоохранения Санкт-Петербурга региональной программе по лекарственному обеспечению пациентов с ХСН, не имеющих инвалидность, им можно помочь. Вопрос в том, смогут ли региональные власти найти возможности финансирования.