В 2021 году общее число жителей страны, которым могла бы быть присвоена инвалидность по зрению и слуху, составило не менее 18,8 млн человек. При этом людей, имеющих официальный статус инвалида, в 212 раз меньше, показывают данные Аналитического бюро GxP News, полученные в результаты масштабного исследования, посвященного выявлению уровня инвалидности в России.
Такое расхождение в показателях связано со множеством организационных барьеров, с которыми сталкиваются пациенты в процессе получения инвалидности, а также с низким уровнем взаимодействия профильных органов исполнительной власти, отмечают респонденты исследования.
Проект Аналитического бюро GxP News стал первым в серии исследований, посвященных изучению уровня инвалидизации в России, барьерам и возможностям оказания медицинской и социальной помощи таким пациентам. В основе анализа лежит комплексная методика, включающая изучение официальных данных Росстата, Минтруда РФ, Всемирной организации здравоохранения, ООН, Мирового банка, международных исследовательских агрегаторов, а также серия из более 30 глубинных интервью, проведенных с главными внештатными специалистами Минздрава РФ и организаторами здравоохранения и НКО, работающими в системе оказания медицинской помощи пациентам с нарушениями зрения и слуха.
Российская официальная статистика инвалидизации населения строится на данных по количеству официально признанных инвалидами граждан, то есть обратившихся в государственные органы и прошедших все процедуры медико-социальной экспертизы. Службы главных внештатных специалистов Минздрава строят свою статистику на основании обращений за медицинской помощью (а не за получением категории инвалидности), потому их цифры по инвалидизации уже заметно больше. Международные же данные основаны на данных популяционной статистики о распространенности ограничений по зрению и слуху вне зависимости от того, обращался ли гражданин за медицинской помощью или за получением инвалидности, – их оценки инвалидизации на порядок выше официальной статистики. В своем исследовании Аналитическое бюро GxP News учитывало эти особенности.
В соответствии с результатами исследования, в России насчитывается не менее 12,9 млн и 5,9 млн человек с проблемами слуха и зрения соответственно, которые с учетом норм действующего законодательства могли бы претендовать на статус инвалида. В числе регуляторных документов – Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», поправки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1121 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом», а также разъяснительные НПА Минтруда РФ. В то же время, по данным Минтруда РФ, официальную инвалидность по зрению в 2021 году имели только 68,2 тысячи, а по слуху – 20,1 тысячи жителей страны.
Респонденты проведенного исследования считают, что такое отклонение от официальных данных может быть связано с целым рядом барьеров, с которыми сталкиваются пациенты в ходе получения инвалидности. Одна из главных причин – сложность в сборе документов для медико-социальной экспертизы, в том числе высокая стоимость медицинских анализов, исследований и консультаций, бюрократические трудности, связанные с оформлением документов, длительные сроки ожидания записи к специалистам, сложности в маршрутизации и многое другое.
Кроме того, часть пациентов, которые могли бы быть отнесены к инвалидам по зрению или слуху, уже имеют инвалидность по другим заболеваниям и, соответственно, относятся к другим статистическим категориям. Например, пациенты, страдающие сахарным диабетом, могут быть инвалидами как по основному заболеванию, так и по зрению. Диабетическая ретинопатия является одной из основных причин слепоты среди населения всего мира: при некомпенсированном сахарном диабете в сетчатке возникают кровоизлияния в стекловидное тело, отслойка сетчатки, вторичная глаукома, прорастание диска зрительного нерва сосудами и т. д.
В соответствии с данными исследования, число людей с нарушениями зрения и слуха, которые могут стать инвалидами, в ближайшие годы будет расти. К 2025 году число слабовидящих увеличится как минимум на 5,1%, до 6,2 млн человек, а слабослышащих – на 16,8%, до 19,5 млн человек. Прогноз составлен с учетом демографических данных Росстата за рассматриваемый период и международных сведений по трендам инвалидизации в России.
Динамика на увеличение доли инвалидов по слуху и зрению в целом свойственна всем развитым и развивающимся странам и связана с процессом старения населения и влиянием техногенной среды – это объективный процесс. Кроме того, по оценкам респондентов, одной из главных причин потенциального роста инвалидности по зрению и слуху в самой России является отсутствие системных мер по предотвращению этого явления на уровне государства, а также недостаточный уровень межведомственного взаимодействия между Минздравом России, отвечающим за систему оказания медицинской помощи, и Минтрудом России, сфокусированном на социальной помощи инвалидам. Такие KPI, как предотвращение инвалидности, на данный момент не включены в крупнейшие государственные программы по здравоохранению и социальной политике, при этом непредупрежденная инвалидность несет миллиардные потери для экономики страны вследствие потери трудоспособности, отрыва от социума и резкого ухудшения качества жизни пациента, отмечают опрошенные эксперты.
Решением проблемы могло бы стать включение в государственные проекты комплексных мер по предотвращению инвалидности, а также синергия программ Минздрава РФ и Минтруда РФ. Кроме того, необходима организация более четкого учета инвалидности на основании имеющихся осложнений, при участии двух профильных ведомств. Наконец, к системной работе по предотвращению инвалидизации следует привлечь НКО, которые обладают широкой экспертизой и статистическими данными в сфере инвалидизации по разным типам заболеваний. Такие шаги позволили бы снизить число пациентов с нарушениями зрения и слуха и снизить бремя государственных расходов на медицинскую и социальную помощь этим категориям граждан, резюмируют эксперты.
«Нельзя сказать, что не проводится вообще никаких мер по борьбе с инвалидизацией, они могут быть включены в другие мероприятия. Нельзя сказать, что внимание уделяется только предотвращению смертности или заболеваемости. Инвалидизация – тоже очень важный вопрос. Но я бы отметил следующее: сейчас льготное лекарственное обеспечение, особенно дорогостоящими препаратами, привязано к статусу инвалида, а не к диагнозу. Так, конечно, не всегда происходит, но зачастую. И это в нашем законодательстве необходимо менять. Нужно, чтобы обеспечение лекарственными препаратами происходило по нозологическому принципу, а не по льготному», – комментирует член Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Круглый.