Законопроект о расширении нелекарственного ассортимента аптек, внесенный в Госдуму летом, не был поддержан Правительством. Представители аптечного сообщества планируют попросить о повторном рассмотрении законопроекта.
Расширение ассортимента аптек призвано поддержать аптечные организации на фоне санкций, благодаря возможности продавать товары для поддержания здорового образа жизни, профилактики и гигиены — всего законопроект предлагает внести более 20 наименований товаров.
Несмотря на то, что проект изменений не был поддержан Правительством, 62% сотрудников аптек считают, что он будет принят. Более того, более половины опрошенных фармацевтов считают, что ассортимент необходимо расширить. По мнению респондентов, это позволит повысить маржинальность и популярность аптек, приведет к росту заработной платы сотрудников, а также повысить доступность товаров для населения.
Однако фармацевты видят и минусы в расширении ассортимента аптек, например, увеличение нагрузки на сотрудников, кроме того, они опасаются, что принятие законопроекта станет ударом по престижу профессии провизора и фармацевта.
Как вы считаете, будет ли законопроект принят? Стоит ли в текущих условиях расширять нелекарственных ассортимент аптек? Сможет ли принятие законопроекта поддержать аптеки в условиях санкций?
Мы действительно планируем повторно вернуться к этому вопросу, поскольку отказ, который мы получили от Правительства сложно назвать компетентным. Кто-то не разобрался в вопросе и привел в качестве примера минеральную воду. На наш взгляд, чтобы разобраться в вопросе, в первую очередь было необходимо пообщаться с инициаторами проекта.
Сейчас очень популярна тема доступности. Мы даже пошли в интернет, сломав все стереотипы отрасли. Сейчас в интернете есть практически всё. Но возникает вопрос, почему на маркетплейсе может быть представлено абсолютно всё, а физическая аптека, которая дорожит своей репутацией, тоже хочет зарабатывать и быть экономически выгодной — свой ассортимент расширить не может. В то же время на маркетплейсах представлено множество категорий товаров. И это не значит, что все товары лежат в одном месте, но с точки зрения доступности для потребителя — доступно всё. В аптеке тоже есть совершенно логично объяснимый сопутствующий ассортимент, который пока не продается. Но аптека может его продавать и хочет его продавать.
Ещё один пример, автомобильные заправки. Там открыли аптечные пункты, с соблюдением всех требований. Но при этом там в зоне кассы продают, например, зарядные устройства. И я не вижу ничего плохого в том, что приехав на заправку, я могу купить то, это и ещё лекарства. Это удобно. Но почему тогда я не могу прийти в аптеку и сделать так же? Почему меня ограничивают в этом?
Мы за то, чтобы требования ко всем были одинаковыми. Если аптека с точки зрения Правительства учреждение здравоохранения, тогда нужно закрепить это. Предоставьте не только права и обязанности, но и всевозможные преференции. Но как только дело доходит до преференций, аптеки становятся торговыми организациями. И пока мы не разберемся, что у нас первично — яйцо или курица, мы так и будем ходить по замкнутому кругу.
Расширение аптечного ассортимента позволит аптекам, имеющим рецептурно-производственные отделы, в дальнейшем их сохранять и развивать. На сегодня содержание РПО достаточно затратное направление деятельности и частично компенсировать эти затраты возможно за счет расширения аптечного ассортимента, на который не распространяются ограничения по наценке.
На выставке Аптека 2022, на сессии, посвященной РПО, участники приветствовали идею, поддержки государством аптек с экстемпоральной рецептурой, и расширение ассортимента аптек, может быть первым шагам в этой государственной поддержке. Это позволит сохранить аптеки в отдаленных, труднодоступных, малонаселенных местностях, за счет увеличения их рентабельности, на фоне снижения покупательской способности, а также позволит в полной мере удовлетворить потребителя, который покупая тонометр, сможет сразу же приобрести к нему рабочие батарейки (очень часто приходят с возвратом с «нерабочим» тонометром, у которого забыла заменить демонстрационные батарейки); или запить таблетку, купленную тут же в аптеке обычной водой, т.к. газированная или минеральная им не подходит и т.д.
Необходимость расширения аптечного ассортимента фармацевтическая розница доказывает уже не первый год. Нынешний перечень существенно не менялся последние десятилетия и значительно устарел. На сегодняшний день, после коренных трансформаций рынка, мы понимаем, что у аптеки должна быть возможность реализовывать, а у покупателя – приобрести то, что ему необходимо в удобном для него месте.
Сегодня, например, к продаже разрешена только лечебная минеральная вода, в то время как в последнее десятилетие потребители больше покупают столовую и питьевую воду, а ее продажа в аптеках не предусмотрена. Кроме того, некоторые аптечные товары реализуются и в продуктовых магазинах, например, БАДы и диетические батончики, поэтому существенной выручки фармацевтической рознице они не приносят. Порядка 40% всего лекарственного ассортимента входит в перечень ЖНВЛП, цены на эти препараты жестко регулируются государством. Зачастую их реализация нерентабельна, поэтому предлагаемый законопроект позволит если не снять полностью проблему ликвидности аптек, то хотя бы серьезно улучшить ситуацию.
Полезная еда, ортопедическая обувь, спортивное питание, питьевая вода и безалкогольные напитки, орехи и снеки, спортинвентарь, средства индивидуальной защиты, репелленты, антимикробная бытовая химия, носки, чулки, текстильные изделия и другие категории могут уже сегодня востребованы в аптеке, особенно в удаленных и труднодоступных районах. Напомню, что еще 100 лет в аптеках могли продавать «сопутствующие» товары — ликеры, вина, марципаны, торты, пирожные. Там же готовили полезные травяные чаи.
Выгода крупных аптечных сетей, входящих в бизнес-экосистемы, в которых есть ритейл с нелекарственным ассортиментом, понятна. У них уже есть выгодные условия закупа у поставщиков, настроена логистика, есть действующая база покупателей. Нужны только новые точки дистрибуции — в случае утверждения законопроекта они их получают, сохраняя маржинальность продаж.
Утвердят ли законопроект в пользу продолжающейся тенденции к легализации монополии? Скорее всего. Для обособленных аптек выгода не очевидна.
Сейчас у нас доля продаж специализированной продукции: диетпитания, гигиены и пр. составляет в среднем 0,6%. Покупатели обращаются в аптечные пункты, как в специализированные организации, за отпуском лекарственных препаратов. Сколько времени потребуется на формирование привычки покупать расширенный ассортимент — не известно. Запрос на расширение аптечного ассортимента скорее связан с дефектурой некоторых лекарственных препаратов, ведь их номенклатура действительно сократилась, но предлагаемое решение эту проблему не нивелирует.