В 2022 году с российского рынка официально ушел один из крупнейших игроков – компания Allergan, производитель популярных препаратов «Ботокс» и Juvederm. Однако сегмент ботулотоксинов не пострадал от ухода «Ботокса»: его место заняли российские препараты, показывает исследование Аналитического бюро GxP News.

Косметологи, опрошенные Аналитическим бюро GxP News, говорят, что в начале весны наблюдался резкий всплеск спроса на косметологические процедуры: пациенты боялись, что препараты или совсем исчезнут с рынка, или очень сильно подорожают. Однако этого не произошло: большинство препаратов остались на рынке, а цены на них после резкого повышения вновь снизились.

Крупнейшим игроком, ушедшим с российского рынка, стала компания Allergan. В марте 2022 года она объявила об уходе с рынка и прекращении поставок «Ботокса». Однако весь 2022 год препарат присутствовал на рынке благодаря оставшимся стокам и контрафактному ввозу, но в гораздо меньшем количестве, чем раньше.

Но косметологи не ощутили дефицита в связи с уходом «Ботокса». Во-первых, из-за очень сильных конкурентов, в том числе российских. Во-вторых, в последние годы у специалистов накапливалось разочарование в этом продукте – он «перестал держать».

«У нас уже с 2014 года есть очень неплохая альтернатива „Ботоксу”, например российский „Релатокс”. К тому же примерно пару лет назад сертифицировался первый разведенный ботулотоксин „Миотокс”, тоже российский. И получается, что у меня из пяти препаратов, с которыми я работала, осталось четыре», – делится косметолог Анна Смольянова.

«Весь „Ботокс”, который используется сейчас, завезен параллельным импортом с большими вопросами к его качеству. Именно поэтому многие косметологи предпочитают не связываться с препаратами, которые завозятся, скорее всего, с нарушением режима хранения и транспортировки, строго предъявляемого к такого вида лекарственным препаратам. „Ботокс” должен транспортироваться при узком температурном режиме +4…+8 °C, при нарушении которого активность препарата теряется. Во всем мире этот препарат перевозят в специальных холодильниках с регуляторами температуры, у нас – в лучшем случае в хладагентах козьими тропами через Казахстан или Грузию…» – рассуждает Ирина Аксененко, основатель клиники медицины Dr. Aksenenko.

Многие косметологи – респонденты исследования GxP News – говорят и о том, что последние год-два «Ботокс» «перестал держать», то есть срок действия сократился до двух-четырех месяцев против прежних шести-девяти. Часть респондентов объясняет это тем, что препараты стали более очищенными, но большинство склонно считать это уловками компаний-производителей, которые вынуждают пациентов возвращаться за инъекциями снова и снова, а косметологов – чаще приобретать и использовать препарат. Это стало одной из причин популярности российских препаратов: срок действия «Релатокса» и «Миотокса» дольше.

Ими пользуются и в Москве, и в регионах, вне зависимости от ценовой политики медцентра или/и салона.

«„Ботокс” я заменила на „Релатокс”. „Ботокс” стал плохо держать, вот что мне не нравится. Причем в Allergan говорили, что сделали его более очищенным, и он стал более безопасным. Но это все вопрос денег: чем чаще мы ходим, тем больше, наверное, они зарабатывают», – отмечает косметолог из Коломны.

С ней согласны и московские врачи: «Сами производители уменьшили концентрацию токсина, чтобы больше было продаж. У всех он раньше стоял шесть месяцев. Сейчас три месяца – это очень хорошо. То есть в два раза меньше».

«Я уже больше двух лет работаю с российским „Релатоксом”. Идеальные результаты. И вопрос не в том, что это дешево: он стоит практически столько же, сколько „Ботокс”, но держится он четыре-шесть месяцев. „Ботокс” начал работать около двух месяцев», – говорит московский косметолог, работающий в премиальном сегменте.

Разочарование в «Ботоксе» и удовлетворенность эффектом российских препаратов привели к тому, что российские ботулотоксины заняли основную долю этого рынка.

Следует отметить, что популярность российских ботулотоксинов иллюстрирует важный тренд в косметологии – рост доверия российским препаратам. Такой «патриотизм» отчасти сформировался за время пандемии (доверие российским вакцинам и даже гордость за них), кроме того, российские препараты воспринимаются как менее подверженные логистическим перебоям и изменениям курса рубля.