Согласно отчетам международной компании IQVIA, объем локального рынка республики по итогам первых трех кварталов 2022 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 13% – до 587 млрд тенге ($1,28 млрд). За первые полгода прошлого года фармацевтическая отрасль в Казахстане укрепилась в среднем на 4,9% и на данный момент доля отечественных ЛП составляет 20% рынка. Об этом сообщил президент Ассоциации международных фармацевтических производителей РК Вячеслав Локшин на Евразийском Фармацевтическом Форуме.
«Мы видели действительно драматичное изменение ситуации в период пандемии ковида. Сейчас же возвращается тенденция того, что структура рынка лекарственных препаратов снова соответствует структуре заболеваемости и смертности: я говорю про препараты от онкологических заболеваний, эндокринных патологий, заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Ситуация выравнивается», – сообщает Локшин.
Как сообщает эксперт, в 2022 году в Казахстане вступили в силу изменения в Закон об обязательном социальном медицинском страховании, которые обнажили ряд проблем: устаревшие оборудования и медицинская инфраструктура, однако, власти страны выполнили обязательства по лекарственному обеспечению. «На него за этот период было потрачено 600 миллионов долларов – более половины от совокупного объема фармацевтического рынка», добавляет Локшин.
В прошлом году в Казахстане заработал Общественный фонд «ҚАЗАҚСТАН ХАЛҚЫНА» для решения проблем в сфере здравоохранения, образования и социальной поддержки, который обеспечил лекарственными препаратами детей с орфанными заболеваниями. «Это очень важная составляющая. Там, где сегодня государство не может оказать помощь, это делает фонд», считает президент ассоциации.
Казахстанская сторона считает, что есть несколько факторов, которые напрямую осложняют и тормозят функционирование единого Евразийского фармацевтического рынка, а именно трудности с евразийской регистрацией препаратов, маркировка и санкции. «Многие игроки хотят оставить национальную регистрацию. Если, например, препарат уходит с российского рынка, мы не хотим, чтобы он уходил с нашего рынка и рынков других стран. Довольно болезненная проблема также связана с маркировкой. К сожалению, мы затянули этот вопрос, и Россия часто была тормозом в процессах взаимного признания. В этом смысле у вас процессы более бюрократизированные, и это понятно – страна большая. Многих договоренностей, которые уже должны были достигнуть, мы все еще не достигли. Вот эту общую евразийскую регистрацию, например, о которой много говорили ранее, в результате успели пройти совсем не так много заявителей, как хотелось бы», говорит Локшин. Что касается санкций, спикер утверждает, что Казахстан в предложенных условиях понимает, что, с одной стороны, есть рамки Евразийского Союза, но с другой стороны – есть угроза вторичных санкций. «Но, как ранее подчеркивал наш президент, России остается приоритетным партнером Казахстана по многим направлениям бизнеса, в том числе, – фармацевтическому. Однако, быть сегодня перевалочной базой, скажем, для импортных лекарственных препаратов, для субстанций, скорее всего в полной мере не получится»
Основные направление в развитии в 2023 году в Казахстане – это расширение списка доступных лекарственных препаратов и расширение списка заболеваний для государственного обеспечения лекарственными препаратами. Поддержка отечественной фарминдустрии также остается приоритетом и попытка максимально локализовать активных международных производителей . «Совсем недавно у нас был глава правления швейцарского концерна Roche Holding AG. Планы расширения влияния в Казахстане сейчас есть и у «Johnson & Johnson», и у Novo Nordisk, и у AstraZeneca. Хотелось бы также максимально отойти от принудительного регулирования цен в аптечном сегменте» дополнил Вячеслав Локшин.