Междисциплинарный подход как способ улучшения лекарственной доступности

0
776

Какова роль фармацевта в системе здравоохранения? Как улучшить фармацевтическую и медицинскую помощь населению? Знают ли врачи, на какие препараты необходимо выписывать рецепт? Как правильно оформить документ? Ответы на эти и другие вопросы директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова обсудила с представителями фармацевтических компаний и врачебным сообществом в ходе бизнес-завтрака журнала «Лечащий врач».

Аптека – прямая точка соприкосновения потребителя с системой здравоохранения. Сегодня часто доверие к провизору выше, чем к среднестатистическому доктору. Это подтверждают многочисленные опросы и исследования. В своей работе фармацевты постоянно сталкиваются как с вопросами по применению препаратов и товаров для здоровья, так и с просьбами посоветовать препарат, исходя из недуга или симптома.

«Один из распространенных вопросов, с которыми люди приходят в аптеку: какое торговое наименование из назначенного доктором МНН выбрать, какой препарат лучше, а дальше все зависит от компетенции первостольника и его приверженности к тому или иному бренду, от его опыта и наличия определенных ТН в самой аптеке, – рассказала Виктория Преснякова. – Без грамотного фармацевтического консультирования пациента не может сегодня состояться эффективная лекарственная помощь. И это еще раз подтверждает, что аптека – часть системы здравоохранения, а не предприятие торговли. Это контрадикция, которая сегодня закреплена на законодательном уровне».

По статистике, на рынке 70% рецептурных препаратов (и это не только психотропные и наркотические средства, но и все антибиотики, гормональные средства, сильнодействующие обезболивающие, сердечно-сосудистые и другие препараты для лечения хронических заболеваний), из них большая часть отпускается сегодня без рецепта. Только 10% препаратов отпускают по правильно выписанному рецепту, чаще это препараты предметно-количественного учета и дорогостоящие препараты для лечения редких заболеваний. Чаще пациенты приходят не с бланком, а с бумажкой, на которой в лучшем случае стоит подпись и печать врача. Такая практика сложилась уже довольно давно. Врачи не считают важным выписывать рецепты, а некоторые и вовсе не умеют правильно их оформлять. Программа в медицинских вузах последнее время сосредоточена на другом, и каким-то волшебным образом из нее исчезло обучение навыкам работы с рецептом. Кроме того, в действующем законодательстве не прописана ответственность медика за невыписанный рецепт.

«Органы законодательной власти регулярно предлагают наказывать и ужесточать штрафы для фармацевтической розницы. Например, за отпуск без рецепта препарата, подлежащего ПКУ, предлагают узаконить штраф от 20 000 до 200 000 рублей и дисквалификацию фармацевта на несколько лет. И это во времена тотального кадрового голода, в то время как мотивация врача к правильной выписке рецепта стремится к нулю. Зато она есть у предприимчивых людей, которые за небольшую сумму „изготовят” бланк, который будет оформлен по всем правилам, и доставят в любую точку не только Москвы, но и всей России», – констатирует Виктория Преснякова.

По данным совместного опроса СРО «Ассоциация независимых аптек» и платформы Smartpharma, ежедневно 72% представителей аптечных организаций в своей работе сталкиваются с поддельными рецептами. Чаще всего это форма № 107-1/у, № 148-1/у88, реже № 107-1/НП. Они доступны в широкой продаже на просторах социальных сетей. Спрос рождает предложение. Купить такой рецепт может кто угодно, и определить поддельный рецепт может только опытный фармацевт. Тем не менее в аптеке нет эффективных методов оперативной проверки подлинности документа. Рецепты теперь может напечатать любая типография, и не обязательно их централизованное изготовление, которое гарантировало порядковый номер рецепта. А значит, даже сильнодействующий препарат может купить и ребенок – законодательство этого не запрещает. И это проблема всероссийского масштаба.

Тема, которую затронула глава Альянса фармацевтических ассоциаций, настолько острая, что вызвала бурную дискуссию в зале. Звучали взаимные претензии врачей и фармацевтов друг к другу. Но главный вывод дискуссии – в продолжении взаимодействия врач – провизор в интересах пациента.

«Возможно, внедрение электронных рецептов по всей стране изменит ситуацию в будущем. Ну а сегодня нужно восстанавливать утраченное межпрофессиональное взаимодействие между врачами и фармацевтами, проводить обучение и сокращать барьеры, – резюмировала Виктория Преснякова. – Провизоры и фармацевты не могут быть изолированы от других специалистов здравоохранения. В связи с этим актуальным является поиск наилучших моделей межпрофессионального сотрудничества».