Новые правила отпуска лекарств: что ждет провизоров, врачей и пациентов?

Новые правила аптечного отпуска лекарственных препаратов, которые должны были вступить в силу с 1 сентября, начали действовать, но в промежуточном варианте. Минздрав пошел на компромисс, чему способствовала огромная волна публикаций в СМИ и даже обращений к президенту РФ.

Хотя новые требования позиционируются как технические и касаются ограниченного перечня препаратов, они приведут к целому ряду изменений в привычных процессах, в первую очередь для аптек, которым необходимо обновить кассовое программное обеспечение, а также самим фармацевтам теперь грозят крупные штрафы за возможные нарушения правил продажи. Безусловно, сотрудники аптек автоматически становятся буфером между врачом и пациентом с учетом всем известной цифры – 70%. Именно такое количество лекарственных препаратов должно продаваться строго по рецептам. В свою очередь, у аптек масса претензий к врачебному сообществу, которое, по их мнению, не утруждает себя выпиской рецептов.

Возникают и другие вопросы: насколько повысится нагрузка на врачей первичного звена, смогут ли пациенты получить рецепты в стационаре, как эти изменения могут сказаться на человеке, пришедшем в аптеку за привычным лекарственным препаратом?

Если вы хотите принять участие в дискуссии, заполните заявку на вступление в число экспертов GxP-сообщества.
  1. Одной из главных задач врачей и фармацевтов является защита здоровья пациентов. Но иногда при выписке рецептов на лекарства допускаются ошибки, которые могут серьезно навредить. Это касается, в том числе и выписки лекарств на несоответствующих бланках. В таком случае вопрос ответственности становится особенно острым.

    Аптека – прямая точка соприкосновения потребителя с системой здравоохранения. Сегодня часто доверие к провизору выше, чем к среднестатистическому доктору. Это подтверждают многочисленные опросы и исследования. В своей работе фармацевты постоянно сталкиваются как с вопросами по применению препаратов и товаров для здоровья, так и с просьбами посоветовать препарат, исходя из недуга или симптома.

    По статистике на рынке 70% рецептурных препаратов и только 10% препаратов отпускают по правильно выписанному рецепту, в основном это препараты предметно-количественного учета и льготные рецепты на дорогостоящие препараты для лечения редких заболеваний, 148 форма рецепта.
    Как правило за обычными RX-препаратами, которые требуют 107 формы рецепта, пациенты приходят не с бланком, а с бумажкой, на которой в лучшем случае стоит подпись и печать врача. Такая практика сложилась уже довольно давно. Врачи не считают важным выписывать рецепты, а некоторые и вовсе не умеют правильно их оформлять. Программа в медицинских вузах не предполагает контроль за формированием навыков выписывания рецепта будущими врачами, а значит навык не обеспечивается. Кроме того, в действующем законодательстве не прописана ответственность медика за не выписанный рецепт.

    СРО Ассоциация независимых аптек совместно с профессором, заведующим кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей медицинской школы, главным иммунологом-аллергологом Минздрава Московской области, доктором медицинских наук Андреем Продеусом разработали дополнительную образовательную программу для врачей «Особенности рецептурного отпуска лекарственных препаратов». В учебный план заложено 36 часов, где медики получат исчерпывающие знания о рецептах: от законодательства до практических навыков. Это только первый шаг к плодотворному межпрофессиональному взаимодействую. Такая же адаптированная программа будет для провизоров и фармацевтов. Следующая ступень обучения – работа с электронными рецептами. Здесь тоже есть свои нюансы и особенности. В планах совместные вебинары, круглые столы, форумы и конференции. Диалог врачей и фармацевтов важен не только для защиты здоровья пациентов, но и для соблюдения профессиональной этики и правил, нарушение которых может привести к негативным последствиям.

  2. Необходимость наведения порядка в этих вопросах назрела довольно давно, но для это придется провести достаточно серьезную работу.

    Во-первых, поднять грамотность врачей. Если препарат может быть выдан лишь после внесения рецепта в систему, то если рецепт будет выписан неправильно, система его не пропустит, а пациент останется без лекарства. Но неграмотность врача не должна быть проблемой для пациента, это вопрос к системе медицинского образования. На сегодняшний день 2/3 лекарственных препаратов выписываются неправильно, что неудивительно, так из обучения будущих врачей практически выведена обязательная выписка рецептов на клинических кафедрах. Неграмотный доктор не только делает ошибки, выписывая рецепт, он делает ошибки и в лечении.

    Кроме этого, необходимо вернуться к тому, чтобы у врачей в стационарах была возможность выписывать рецепты. Когда-то так и было, и у человека, выписавшегося из больницы, не было необходимости идти в поликлинику, сидеть в очереди для того, чтобы ему просто выписали рецепт. Напомню, что эта функция была отобрана у врачей, когда представители Госнаркоконтроля решили, что медики слишком часто выписывают сильнодействующие средства. В итоге мы получили целый ряд смертей, потому что люди не могли терпеть боль, а врачи не могли выписать необходимый препарат, побоявшись оказаться в тюрьме. В 2012 году ситуацию попытались изменить, но, увы, тот удар по медицине оказался настолько мощным, что врачи в поликлиниках до сих пор бояться выписывать такие рецепты.

    Еще один аспект проблемы — у нас сегодня аптечные сети являются не медицинскими учреждениями, а торговыми. Врачи-фармацевты сегодня торговые агенты. Для медицины они практически потеряны, так как работают по ФЗ№ 152, поэтому во главе угла для них не количество проконсультированных пациентов, которым они помогли. При этом они все равно принимают на себя поток пациентов (около 30%), разгружая таким образом поликлинику. Понятно, что давно имеет смысл создать Главное аптечное управление, как это уже было в нашей истории, чтобы помочь и дипломированным фармацевтам, и пациентам.

  3. Когда человек лежит в стационаре за него платит страховая компания, и все лекарства, необходимые для лечения, он должен получать. Может быть так, что в наличии есть не весь спектр препаратов определенной группы, но как минимум один препарат есть всегда. Когда человек выписывается из больницы, нельзя сказать, что он выписывается в никуда. Мы передаем его данные в поликлинику, и на следующий день к нему приходит врач, который и выписывает необходимые лекарственные препараты согласно списку назначений.

    Врачи в стационарах не выписывали и не выписывают рецепты. Более того, считаю, что моя миссия врача заканчивается, когда я человека выписываю. С моими рекомендациями он идет к другому доктору. Врач в поликлинике, исходя из своего опыта решает сам, что назначать, корректирует дозы и наблюдает пациента. Поэтому нет никакой проблемы в том, что из больницы пациент уходит без рецепта. Работа с рецептами – это прерогатива врачей поликлиники.

    Более того, считаю, что многие препараты, которые сегодня считаются рецептурными (речь не идет о сильнодействующих лекарствах) не должны таковыми быть. Это не удобно ни врачам, ни пациентам, более того, у людей не сформировано убеждение, что даже с небольшими проблемами необходимо сразу идти в поликлинику, которая, объективно говоря, на сегодняшний день, слабое звено здравоохранения.

    30
  4. Навык оформления рецептурных бланков начал утрачиваться, когда аптеки перешли на рыночные отношения и не стало государственной монополии на оборот лекарств. В тот период на рынок хлынуло большое количество новых препаратов. Понятно, что поначалу никто не вел их реестр. Врачи лишились возможности посмотреть в базе является ли препарат рецептурным. Более того, порой медработники даже не знали ассортимента, представленного в аптеке. Рыночный переход был болезненным для медицинского сообщества, для врачей ушла прослеживаемость закупаемых лекарств, а вместе с ней и навык правильно оформлять рецепты. Этот навык с тех пор так в полной мере и не вернулся, поскольку даже сейчас, хотя реестры лекарств, конечно, появились, аптеки часто отпускают рецептурные препараты без рецепта.

    Национальная фармацевтическая палата по этому вопросу в августе 2023 года обратилась в Минздрав. Мы предложили регулятору начать преподавать врачам правила оформления рецептов на бланке и, что самое главное, проверять этот навык при аккредитации. На сегодняшний день наше предложение уже получило поддержку. Совместно с методическим центром аккредитации специалистов при Сеченовском университете мы решили, что при подготовке медиков к прохождению аккредитации будут обязательные вопросы по этой теме. Также вопросы, проверяющие навык оформления рецептов, будут и в самом тестировании медработников в виде рандомной станции. То есть вопрос может не попасть каждому аккредитуемому, но обучать правилам будут всех. В настоящий момент мы ждем решения регулятора по нашему предложению. Надеемся, что в практику эта норма будет введена уже в текущем году.

    Кроме того, мы договорились встретиться с главврачами нескольких поликлиник, чтобы понять причину проблемы невыписки рецептов. Дело в том, что мы видим только последствия, но также возможно, к примеру, что врачам банально не хватает бланков или, что эту дисциплину преподают лишь поверхностно в медвузах.

    Эту проблему нужно решить как можно скорее еще и потому, что регулятор может вернуться к первоначальному варианту так называемых новых правил аптечного отпуска лекарственных препаратов, и тогда рецепты начнут требовать все пациенты. Если к тому моменту врачи не научатся их правильно выписывать, ситуация может привести к перегрузке системы здравоохранения.

Новые комментарии