В России около 3,5 млн человек больны онкологическими заболеваниями. Ежегодно от них погибают 300 тысяч пациентов и 600 тысячам впервые ставится этот диагноз. За последние 10 лет заболеваемость выросла более чем на 20%, что связано с увеличением продолжительности жизни и внедрением методов ранней диагностики.
Практическая медицина для борьбы с онкологическими заболеваниями предлагает три основных вида лечения: химиотерапия, лучевая терапия и оперативное вмешательство. Но традиционные методы терапии далеко не всегда приводят к положительному результату. Новым трендом стал персонифицированный подход, при котором лечение подбирается в зависимости от молекулярно-генетических особенностей конкретного пациента. Экспериментальная клиническая медицина уже сегодня многое может.
Создание противоопухолевых вакцин
За 20 лет работы ученые НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова разработали более 10 противоопухолевых клеточных продуктов, два из них прошли клиническую практику. Над созданием препаратов, которые могут эффективно уничтожать клетки злокачественных опухолей, не повреждая при этом здоровые органы, ученые работают давно. Разработанные в НМИЦ противоопухолевые вакцины на основе клеток иммунной системы ‒ именно такое лекарство. Эти препараты могут быть эффективны даже в терминальных случаях раковых заболеваний. Для создания вакцины берут кровь того пациента, которому предназначается лекарство, обрабатывают ее специальным образом, обучая на девяти раковых культурах, и затем вводят больному. Если организм отзывается на препарат (в 40% случаев), то иммунная система начинает распознавать клетки опухоли и уничтожать их.
Выступая с докладом «Клеточные технологии в онкологии: персонифицированное лечение», Алексей Беляев, главный внештатный онколог Северо-Западного федерального округа, директор НМИЦ, подчеркнул: «Иммуногенность – это основной фактор, определяющий чувствительность пациента к иммунотерапии. Механизмы уклонения раковых клеток от иммунитета – ценная терапевтическая мишень для становления персонализированных протоколов лечения рака, в том числе противоопухолевых вакцин».
CAR-T как фундаментальная основа
Клеточная иммунотерапия, в том числе препараты CAR-T, – это передовые подходы терапии онкологических заболеваний, одно из самых перспективных и эффективных направлений. В России сейчас несколько компаний и академических институтов находятся на стадии разработки собственных продуктов, но, несмотря на это, CAR-T-терапия по-прежнему практически недоступна для граждан Российской Федерации. Главная цель ученых – осуществить переход от фундаментальной науки к практике, сделав доступными свои разработки для онкологических больных.
Вместе с медиками над этой проблемой работают ученые смежных областей. Александр Габибов, директор Института биоорганической химии им. академика М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, подчеркнул, что CAR-T-терапия имеет существенные ограничения. Терапия солидных опухолей с помощью этого метода осложнена токсичностью CAR-T-клеток по отношению к здоровым клеткам. Для повышения безопасности в институте были разработаны регулируемые CAR, которые распознают опухолевые клетки не напрямую, а через адаптерную молекулу, что в свою очередь позволило контролировать токсичность CAR-T-клеток в работе против опухоли. К сожалению, попытки персонализации терапии пока проводятся только на животных.
О перспективных направлениях лекарственного лечения злокачественных опухолей с точки зрения клиницистов рассказала Людмила Жукова, заместитель директора МКНЦ им. А. С. Логинова по онкологии:
«За истекшее десятилетие мы осознали, что единого лекарства от рака не существует, будущее – за персонализированным подходом. Все последние 20 лет мы свидетели интенсивного развития инновационных технологий, посвященных лечению злокачественных опухолей. Огромное количество клинических исследований, идущих в мире, посвящено именно терапевтическим подходам. Но если мы обратимся к результатам, то увидим, что лишь 10% из них доходят до публикаций, констатирующих, что новая методика лечения, способная преодолеть ограничения прежних подходов, состоялась. За последний год одобрение получили только 13 новых противоопухолевых препаратов, хотя одновременно проводятся около 10 тысяч исследований. Одно из самых ярких достижений лекарственной терапии за последние годы – иммунотерапия, которая доказала свою эффективность и безопасность, уникальную возможность достижения эффекта при конечном числе используемых введений иммунотерапевтического агента. Главной проблемой при применении этого метода остается иммунорезистентность, как врожденная, так и формирующаяся при лечении».
Александр Румянцев, член Комитета Государственной думы Российской Федерации по охране здоровья, считает, что иммунотерапия самостоятельного значения иметь не будет, а останется важнейшей частью комбинированного лечения.
На его взгляд, интересным с точки зрения практической медицины являются герпесвирусы, те, которые сопровождают человека в течение всей жизни и провоцируют развитие восьми онкологических заболеваний. Но в системе Академии наук нет лабораторий, которые бы развивали это научное направление и смогли создать вакцину, блокирующую появление вируса и онкологических заболеваний.
По прогнозам Сергея Иванова, директора МРНЦ им. А. Ф. Цыба, число «пациенто-процедур» с использованием радиофармпрепаратов к концу года достигнет 15 тысяч, а еще через несколько лет эта цифра удвоится.
Возможности ядерной медицины, ее технологии востребованы во всем мире. И препараты, и сам метод во многих случаях безальтернативны. В нашей стране активное развитие отрасти началось после тех изменений в регуляторике, которые были внесены МЗ РФ и направлены на либерализацию производства и синтеза радиофармпрепаратов.
Особой гордостью научного центра остается препарат, применяемый для лечения рака предстательной железы. (Речь идет о терапии РФП на основе лютеция-177.) В некоторых случаях метастатический рак предстательной железы становится резистентным к предлагаемым линиям лекарственного лечения. Сегодняшние разработки центра позволяют продлевать жизни таких пациентов, снимать болевой синдром, применяя терапию препаратами на основе радиоактивных изотопов.
Разработка методов ранней диагностики рака яичников ‒ одна из важных задач, которую сегодня решают в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина, рассказал Всеволод Матвеев, заместитель директора по научной и инновационной работе.
Сегодня в НМИЦ для пациентов стало доступно проведение расширенного молекулярно-генетического анализа с помощью секвенирования нового поколения (NGS). Анализ позволяет найти генетические нарушения в опухоли и подобрать на основании полученных данных наиболее эффективную терапию в каждом конкретном случае, что принципиально влияет на тактику лечения в тех случаях, когда у пациента обнаруживаются драйверные мутации.