О том, что Национальная фармацевтическая палата (НФП) предлагает расширить функционал фармработников и направила соответствующее обращение на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко, портал GxP News писал ранее. Также среди предложений, отправленных в Минздрав: закрепление понятия фармконсультирования, вовлечение аптек в пропаганду здорового образа жизни и введение должности главного специалиста по фармацевтической деятельности.

Аптека как регулятор самолечения

Интерес к этой теме среди фармацевтов и провизоров не ослабевает, о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного на платформе www.smartpharma.ru (профессиональное сообщество работников аптек), в котором приняли участие 1182 человека, представляющих как сетевые, так и другие имеющиеся аптечные предприятия в 85 субъектах Российской Федерации.

На главный вопрос «Как бы вы оценили важность такого расширения компетенций фармацевтов для здравоохранения в нашей стране?» 54% процента профессионалов ответили – очень важно, 34% – важно.

И 82% опрошенных на вопрос «Хотели бы вы получить дополнительное образование?» ответили утвердительно.

За рубежом фармацевтическая помощь представляет собой практической направление, базирующееся на сотрудничестве врачей, фармацевтов и пациентов. Фармацевты нередко выполняют функцию врача общей практики, изучая в вузах дополнительные дисциплины, которые, увы, не преподают в нашей стране. Такие специалисты необходимы в отдаленных от крупных медицинских учреждений районах и сельской местности.

В наших условиях подобных полномочий у сотрудников аптек нет, хотя россияне в большинстве случаев предпочитают лечиться самостоятельно и идут не в поликлинику, а в аптеку. По определению ВОЗ, самолечение – это разумное применение самим пациентом ЛС, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи. При этом ВОЗ допускает самолечение лишь в двух случаях – при легких недомоганиях (насморк, головная боль) или у хронических пациентов с установленным диагнозом и рекомендованным лечением в случае коррекции дозы. Например, в Великобритании ответственное самолечение выглядит следующим образом: пациент должен быть информирован и обеспечен широким ассортиментом препаратов ОТС и с легкими проявлениями болезни должен справляться самостоятельно, без посещения врача. Перед тем, как отправиться на прием к врачу, ему необходимо посетить фармацевта, который даст консультацию по самолечению и рекомендации по обращению за медицинской помощью.

Отечественная идеология самолечения базируется на других принципах, которые сформулированы не медиками, а поведением самих пациентов. 60% россиян предпочитают лечиться самостоятельно и только в крайнем случае обращаются за медицинской помощью. При выборе лекарств при самолечении больше половины пациентов полагаются на консультацию фармацевта, а вторая часть на информацию, почерпнутую из рекламы и разговоров со знакомыми. Тогда как, по данным ВОЗ, нежелательные реакции на лекарственные препараты входят в число 10 главных причин преждевременной смерти и провоцируют около 20% госпитализаций.

Часть экспертов, анализируя сегодняшнюю ситуацию с самолечением в России, считают, что она приобрела характер эпидемии, другая часть утверждает, что «ответственных» пациентов с каждым годом становится все больше. Но в обоих случаях огромная нагрузка и ответственность ложатся на плечи фармацевтов. Именно поэтому, ощущая нехватку определенных знаний на вопрос «Считаете ли вы, что в нашей стране стоит разрешить фармацевтам выполнять функции врачей общей практики после прохождения соответствующего обучения и получения дополнительного образования?», 86% ответили «да».

На вопрос «Какие дополнительные дисциплины или области знаний в медицине вас бы больше всего заинтересовали для изучения?» ответы распределились следующим образом:

  • Основы диагностики и лечения общих заболеваний – 87,3%
  • Первая помощь и экстренная медицинская помощь – 55,5%
  • Гинекология и акушерство – 17,3%
  • Педиатрия – 36,4%
  • Неврология и психиатрия – 31,2%

Мнение экспертов

Тему фармацевтического консультирования портал GxP News попросил прокомментировать Елену Неволину, исполнительного директора НП «Аптечная гильдия» и союза «Национальная фармацевтическая палата», ответственного секретаря Совета по профессиональным квалификациям в области фармации.

«У нас в стране фармацевтическое образование бывает и средним, и высшим. И далеко не весь потенциал, который заложен в процессе обучения, используется на практике, хотя это могло бы стать большим подспорьем системе здравоохранения в целом. Кроме того, не узаконен и термин „фармацевтическое консультирование”. К сожалению, те консультации, которые сегодня оказываются в аптечных предприятиях, сводятся к пересказыванию фармацевтом инструкции. Хотя на самом деле человек часто приходит в аптеку не за конкретным препаратом, а с жалобой на свое физическое состояние. Важно разобраться, допустимо ли в данном случае самолечение или необходима консультация врача. В этих случаях фармацевтам нужны знания по „экспресс-диагностике” тревожных состояний, требующих постановки диагноза медицинским работником».

Павел Воробьев, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, выступая в программе «Утро России», высказал другое мнение. Он подчеркнул, что врач и аптекарь – две профессии, разделенные на протяжении тысячелетий. Также Воробьев считает, что «так как у фармацевта нет медицинского образования, он медицины не знает вообще». Будущее, на его взгляд, не за повышением уровня квалификации фармацевтов и провизоров, а за информационными технологиями, когда диагноз дистанционно ставится и сопровождается назначением лекарственных препаратов.