В США к 2050 году число пациентов с болезнью Альцгеймера удвоится по сравнению с сегодняшними 7 млн человек. При этом неврологов остро не хватает: в некоторых штатах уже к 2025 году на 10 тысяч человек, страдающих деменцией, будет меньше 10 специалистов. К тому же смертность от болезни Альцгеймера увеличилась за 20 лет на 141%, а смертность от болезней сердца ‒ общепринятой причины смерти № 1 ‒ снизилась на 2,1%. Об этих и других проблемах рассказывается в исследовании «Факты и цифры болезни Альцгеймера в 2024 году».

В США на сегодня 6,9 млн пожилых людей с болезнью Альцгеймера (БА), а еще 200 тысяч человек страдают ей в более молодом возрасте (до 65 лет). Эти результаты отчета Ассоциации Альцгеймера* показывают незначительные изменения в распространенности болезни с 2023 года, но авторы исследования предсказывают, что число людей старше 65 лет с болезнью Альцгеймера к 2050 году почти удвоится, пишет Medscape. Самый высокий процент пациентов с БА старше 65 лет сконцентрирован на востоке и юго-востоке США: в округе Колумбия этот показатель составляет 16,8%, а в Нью-Йорке, Флориде и Миссисипи ‒ от 12,5 до 12,7%. Самый низкий показатель на Аляске ‒ 8,8%.

При этом, указывается в отчете, в некоторых штатах уже к 2025 году на 10 тысяч человек, страдающих деменцией, останется менее 10 неврологов.

Анализ данных свидетельств о смерти показал, что число смертей от болезни Альцгеймера увеличилось на 141% в период с 2000 по 2021 год, а смертность от болезней сердца ‒ общепринятой причины смерти № 1 ‒ снизилась на 2,1%. Ожидается, что среди людей в возрасте 70 лет 61% людей с БА умрут до 80 лет (против 30% людей без нее).

Стоимость медицинского обслуживания и долгосрочного ухода для людей с деменцией также выросла: прогнозируемый общий объем затрат на 2024 год составит $360 млрд, что на $15 млрд больше, чем в 2023 году. Эта цифра не включает уход со стороны семьи и друзей, который в отчете оценивается почти в $350 млрд.

Ожидается, что распространенность болезни Альцгеймера будет расти (в отчете прогнозируется 11,2 млн человек к 2040 году и 12,7 млн ‒ к 2050 году), как и смертность и расходы на лечение и уход. По оценкам авторов исследования, без новых методов лечения и усовершенствований в области лечения к 2050 году стоимость достигнет $1 трлн.

В докладе также затрагивается и проблема дефицита персонала, ухаживающего за больными. В период с 2012 по 2022 год число ухаживающих за пациентами увеличилось с 3,2 млн человек до 4,8 млн. По оценкам авторов исследования, к 2031 году потребуется более 1 млн дополнительных работников.

Также есть проблема нехватки клиницистов, особенно гериатров, специально обученных семейных врачей или сертифицированных терапевтов, которые могут проводить скрининг, выявлять и диагностировать возможную деменцию. Национальный центр анализа кадров здравоохранения (NCHWA) определил, что дефицит этой специальности возник 10 лет назад, и прогнозируемая потребность в гериатрах, как ожидается, к 2050 году значительно превысит предложение по всей стране.

NCHWA также прогнозирует к 2025 году нехватку неврологов. В отчете говорится, что в 20 штатах в 2025 году будет менее 10 неврологов на 10 тысяч человек с деменцией.

Нехватке специалистов способствует несколько факторов. Помимо старения населения, это и более низкая, по сравнению с другими специалистами, оплата труда гериатров и неврологов, недостаточное количество преподавателей-клиницистов соответствующих специальностей на факультетах медицинских профессиональных училищ и ограниченные стимулы для выбора этих специальностей.

«В докладе, вероятно, недооценивается серьезная проблема со специализированной помощью при деменции в Соединенных Штатах», ‒ заявил Medscape Medical News Дэвид С. Нопман, доктор медицинских наук, профессор неврологии клиники Мэйо. По его словам, учитывая сложность лечения БА, немногие гериатры могут играть активную роль в лечении деменции.

Мало кто из неврологов имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения деменции, говорит Нопман: «Хотя неврологи с большей вероятностью смогут диагностировать подтипы деменции по сравнению с гериатрами, терапевтами или семейными врачами, неврологи без соответствующей специализации также вряд ли будут обладать опытом для управления терапией леканемабом или для диагностики и лечения подтипов деменции».

Сейчас большинство случаев деменции диагностируется не специалистами. В отчете приводятся данные Medicare, свидетельствующие, что 85% людей с деменцией диагноз поставили врачи первичного звена.

Хотя скрининг сейчас оплачивается Medicare, врачи первичного звена сталкиваются со сложностями при выявлении когнитивных нарушений и диагностики деменции. «Даже если диагностирована деменция, врачи иногда откладывают раскрытие этой информации пациенту из-за диагностической неопределенности, нехватки времени, стигматизации и страха вызвать эмоциональный стресс», ‒ пишут авторы отчета.

Предыдущий опрос, проведенный Ассоциацией Альцгеймера, выявил высокую степень неуверенности и дискомфорта среди лечащих врачей при постановке диагноза «деменция». Хотя почти треть сообщила, что направляет пациентов к специалистам, 55% заявили, что гериатров и других специалистов недостаточно, чтобы удовлетворить спрос.

В отчет включены данные опроса 1204 медработников, не являющихся врачами, то есть медсестер, фельдшеров и соцработников.

Почти 60% респондентов считают, что система здравоохранения США не помогает пациентам и их семьям ориентироваться в системе, а обучение навыкам ухода за людьми с деменцией отсутствует и не стандартизировано. По мнению опрошенных, есть ряд препятствий, затрудняющих оказание помощи пациентам с деменцией и их семьям. Более трех из четырех (77%) назвали главной проблемой отсутствие ресурсов, 70% ‒ ограничения оплаты в нынешней модели, а 41% считает ограничения оплаты самой большой проблемой.


* Исследование «Факты и цифры болезни Альцгеймера в 2024 году» было опубликовано в интернете 20 марта и появится в майском выпуске журнала Alzheimer’s & Dementia.