Центральный районный суд Новосибирска огласил приговор академику Александру Караськову, бывшему директору Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) им. Е. Н. Мешалкина, и его супруге Ирине Бойцовой. Мужчина получил 3,5 года колонии общего режима и штраф в размере 800 000 рублей, его жена – 3 года лишения свободы и 500 000 рублей штрафа.
Обоих обвиняли по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой, а также в особо крупном размере), а Караськова дополнительно – по п. п. «а, б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (легализация/отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате преступления). Супругов признали виновными в хищении 1,8 млрд рублей.
Незадолго до ареста, в 2019 году, Караськов, руководивший НМИЦ в течение 20 лет, уволился с поста, а также оставил должность депутата областного законодательного собрания. Помимо них, в уголовном деле фигурируют еще два человека – предприниматели Александр Сорокин и Евгений Первушин (ч. 4 ст. 160 и ст. 174.1 УК РФ). Они получили 4,5 года и 4 года 4 месяца колонии соответственно и штраф в размере 1 млн рублей каждому. По данным ТАСС, суд также удовлетворил иск Минздрава РФ и взыскал солидарно с осужденных 927 млн рублей.
Дело Караськова, Бойцовой, Сорокина и Первушина связано с делом экс-замдиректора НМИЦ и члена-корреспондента РАН Евгения Покушалова (вынесено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения с прокуратурой), которого в 2021 году приговорили к 2,5 года колонии общего режима и штрафу в размере 400 000 рублей. В марте 2024 года Первомайский районный суд Новосибирска удовлетворил его прошение об условно-досрочном освобождении.
По данным следствия, в период с 2015 по 2019 год все пять человек создали семь фирм и управляли ими, побеждая на аукционах, проводимых НМИЦ для закупки по государственным контрактам. Как выяснили следствие и суд, фигуранты похитили почти 1,8 млрд рублей за поставленные товары по завышенным ценам.
К слову, Александр Караськов свою вину отрицал. В 2019 году он направил открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, назвав происходящие вокруг клиники события «фактическим рейдерским захватом». «Всю свою жизнь я посвятил спасению жизни граждан. Никаких преступлений я не совершал», – отмечал кардиохирург.