Пандемия COVID-19 и другие вспышки опасных заболеваний последнего времени показали, насколько большую роль в процессе распространения инфекций могут играть медицинские учреждения, если в них не уделяется достаточного внимания вопросам профилактики и инфекционного контроля. Хотя после завершения пандемии число регистрируемых внутрибольничных инфекций снижается, на первый план выходит проблема антибиотикорезистентности. Невосприимчивость к антибиотикам может существенно ухудшить ситуацию с заболеваемостью и смертностью от внутрибольничных инфекций в ближайшем будущем.

Структура инфекций

В мире от внутрибольничных инфекций в среднем страдает от 5 до 15% госпитализированных пациентов. А в некоторых отделениях высокого риска, прежде всего хирургических, показатель инфицирования доходит до 40%. В России ежегодно на тысячу госпитализированных пациентов приходится около 0,7-0,8 случая инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), свидетельствуют данные Роспотребнадзора.

В среднем с 2010 года по стране регистрировалось около 25 тысяч подобных случаев. Однако с приходом пандемии коронавируса число выявляемых ИСМП возросло в пять раз – до 130 тысяч случаев. И если в допандемийный период большинство внутрибольничных инфекций происходило в хирургических стационарах, то в 2020 году больше всего заболеваний приходилось на ковидные госпитали: более 60% всех зарегистрированных случаев в тот год было выявлено у персонала медучреждений.

Однако резкий скачок заболеваемости наблюдался только из-за ковида, свидетельствует официальная статистика. Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» за 2022 год, заболеваемость ИСМП без учета случаев COVID-19 увеличилась всего на 3% (в 2021-м ‒ 15 373 случая, в 2022-м – 15 837 случаев). При этом по сравнению со среднемноголетним уровнем за период показатель снизился на 35,77%.

Основными категориями ИСМП в последние годы являлись пневмонии, инфекции после хирургического вмешательства, гнойно-септические инфекции родильниц и новорожденных, заболевания, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, а также воздушно-капельные инфекции. В структуре также должны присутствовать болезни мочевыводящих путей, однако эта категория плохо выявляется и ввиду этого сильно занижена, говорится в официальных документах.

В целом внутрибольничные инфекции распространены в медучреждениях по всему миру, отмечает научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо.

«Во время ковида лечение легких случаев инфекции пациентам рекомендовали проходить дома. Внутрибольничные инфекции способны усугубить течение основных заболеваний, увеличив продолжительность их лечения, а также спровоцировать осложнение хронических заболеваний», ‒ подчеркнула она.

Болеют больше

Вместе с этим число регистрируемых случаев не отражает реальную заболеваемость ИСМП, полагают эксперты. Их число на самом деле может достигать не менее 2,5-3,0 млн человек. Об этом, к примеру, говорил бывший главный эпидемиолог России Николай Брико.

Реальная заболеваемость ИСМП выше официально регистрируемой в 10-100 раз, убежден и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

«На это есть объективные причины: недостаточность нормативно-правовой и методической базы, в том числе отсутствие стандартных определений случаев ИСМП», ‒ отметил он в беседе с GxP News.

Случаи ИСПМ в России, к сожалению, остаются на стабильно высоком уровне, считает эксперт.

«К примеру, в Москве, по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 2 „Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях”, в 2020 году было зарегистрировано 1528 случаев ИСМП, а в 2023 году ‒ 2329 (рост 1,85)».

Причин развития внутрибольничных инфекций множество. Среди ключевых ‒ низкая материально-техническая база учреждений здравоохранения, а также само состояние зданий, в которых располагается большая часть российских больниц, полагает Ян Власов.

«Они старой постройки, эксплуатируются по 70-80 лет. Естественно, это благоприятная среда для развития микроорганизмов. Кроме того, страдает контроль обеспечения профилактики инфекций, связанных с оказанием помощи. Существующие стандарты внутреннего контроля качества при обеспечении эпидемиологического благополучия в медицинских организациях по разным причинам нарушаются. Практически повсеместными являются случаи неправильного использования дезинфицирующих концентратов и дезинфицирующих средств, которые разводятся в объемах, недостаточных для качественной текущей уборки», ‒ считает эксперт.

Эти тезисы отчасти подтверждает статистика ВОЗ: по данным организации, подавляющее большинство (70%) вспышек внутрибольничных инфекций является следствием несоблюдения правил эффективной защиты. И их можно избежать, если регулярно заниматься профилактикой и разработать эффективные меры защиты в части соблюдения гигиенических норм.

Новые вызовы

В 2023 году ВОЗ включила антибиотикорезистентность в число 10 глобальных угроз миру. По мнению организации, через четверть века антибиотикорезистентность может стать причиной смерти 10 млн человек в год. Уже сегодня из-за нее ежегодно погибают 5 млн человек.

Как отмечал президент Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов России Сергей Яковлев, если в реанимации возникает внутрибольничная инфекция, которая вызвана полирезистентным микробом, то умирает 20-30% больных. А микроорганизмы, которые развиваются в стенах стационаров, могут быть нечувствительны для 80% антибиотиков, добавляет Ян Власов.

Поэтому именно полирезистентные микробы в последнее время сильно волнуют санитарные органы. В частности, об опасности их распространения регулярно говорит Роспотребнадзор. По данным ведомства, распространению микроорганизмов, устойчивых к действию антимикробных препаратов, способствует массовое применение консервантов, антибиотиков и бактерицидных препаратов в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Ведомство в целях сокращения применения лекарственных препаратов и снижения возможного вреда разрабатывает меры неспецифической профилактики инфекций, проводит работу по организации вакцинопрофилактики, создает наборы реагентов (тест-системы) для оперативного выявления возбудителей инфекционных болезней и маркеров их устойчивости к лекарственным препаратам, сообщается на сайте Роспотребнадзора.

В целом же эпидемия COVID-19 проверила на прочность санитарную безопасность России и заставила экспертов в сфере здравоохранения задуматься о необходимости серьезной модернизации всей системы предупреждения инфекционных угроз и борьбы с ними, отмечает Ян Власов.

«Направление инфекционной безопасности есть чем улучшить. Помимо борьбы с внутрибольничной инфекцией, которая является зоной риска для пациентов при посещении поликлиник или нахождении в стационаре, фокусироваться надо на укреплении материальной базы под те задачи, которые появились в последние годы, современных подходах к подготовке кадров и в принципе на обеспечении медучреждений эпидемиологами, которых сейчас катастрофически не хватает», ‒ подчеркнул он.

Нельзя также забывать, что внутрибольничные инфекции наносят не только значительный медицинский, но и финансовый ущерб, и некоторые из них уносят жизни. Согласно статистике, ИСМП занимают 10‑е место в ряду причин смертей, заключил эксперт.