Почти треть врачей имеет коллег, отговаривающих пациентов от прививок, но наказывать их не надо, а нужно переубеждать. А во вспышках вакциноуправляемых инфекций виноваты «неконтролируемые потоки мигрантов», антипрививочники и недостаточная осведомленность населения. Треть врачей даже считает нужным ввести административную или уголовную ответственность для родителей, которые отказываются делать детям необходимые прививки, показывает опрос, проведенный на платформе «Справочник врача».

Более 96% врачей считают прививки необходимыми. При этом почти 30% опрошенных врачей признались, что у них есть коллеги, которые отговаривают пациентов от прививок. «Да, их немало» ответили 8,8% и «да, один-два человека» ‒ 20,8% респондентов. 0,6% респондентов и сами являются антипрививочниками. 30,2% респондентов не знают о подобных взглядах коллег, а 39,6% уверены, что в их окружении врачей-антипрививочников нет.

Несмотря на, казалось бы, довольно высокую приверженность (как минимум декларируемую) врачей вакцинации, менее половины (40,8%) оценивают организацию вакцинопрофилактики в своем медучреждении «однозначно положительно». 53,4% опрошенных ответили, что «есть некоторые недостатки, но в основном все функционирует как нужно». Негативную оценку дали менее 6% опрошенных: «в основном негативно» организацию прививок оценивают 4,2%, «однозначно негативно» ‒ 1,6% врачей-респондентов.

Как же в такой ситуации происходит рост заболеваемости вакциноконтролируемыми инфекциями? За первые девять месяцев 2023 года заболеваемость корью в России выросла на 29 000% ‒ до 8073 случаев, заболеваемость коклюшем за этот же период выросла на 1096%. До 2023 года вспышки кори, вероятно, сдерживали ковидные ограничения.

Большинство (36%) врачей склонно винить в таких вспышках мигрантов, точнее «неконтролируемые миграционные потоки, особенно из стран ближнего зарубежья». 2% уверены, что все дело в нехватке вакцин, 2,8% считают имеющиеся вакцины неэффективными. И только 3% полагают, что в чем-то виноваты сами врачи: 1,2% считает, что у врачей нет мотивации проводить вакцинопрофилактику, а 1,8% ‒ что виноваты врачи-антипрививочники.

23% врачей-респондентов видят причину вспышек инфекционных заболеваний в недостаточной осведомленности населения о важности вакцинации. Виноваты и СМИ, которые плохо освещают прививочные кампании: 35,6% называют такие кампании откровенно провальными, еще 8% относятся к ним негативно. А 30% оценивают прививочные кампании от гриппа, коронавируса, гепатита В, клещевого энцефалита и другие как эффективные ‒ в диапазоне от «в основном позитивно» (16%) до «однозначно положительно» ‒ 13,8%.

25,7% считают, что во всем виноваты антипрививочники со своей пропагандой. Почему же, по мнению врачей, идеи антипрививочников находят у людей такой отклик? 52,4% респондентов считают основной причиной дефицит грамотной организации вакцинации и санитарно-просветительской работы с населением, а также навязываемую «необходимость выполнять планы» по прививкам. Еще 45,8% винят в приверженности антипрививочным идеям недоверие правительству или начальству и считают, что граждане сомневаются в их реальной заботе по вопросам вакцинопрофилактики. А 39,6% предполагают, что причина отказов от прививок ‒ возможность почувствовать себя «не как все» за счет «тайных знаний» о составе вакцин и осложнениях. 23% считают, что люди верят в то, что иммунитет после перенесенного заболевания надежнее, чем после прививки.

Сами врачи тоже оказываются подверженными идеям антипрививочников. Респондентам предложили выбрать главную причину, и 40% ответили, что с их опытом работы они видят, что польза вакцин сильно преувеличена. 30% считают, что вакцинация нужна только производителям вакцин, а 20% ответили, что в их практике или практике их коллег было много случаев отрицательного влияния вакцин на здоровье пациентов, поэтому они считают, что вакцины можно вводить небольшому количеству полностью здоровых людей.

72,8% опрошенных врачей считают, что человека, склонного к антипрививочной деятельности, нужно переубеждать, 12,7% считают, что в этом нет смысла, а 14,5% не знают, нужно ли это.

43,4% опрошенных считают, что врачей, не верящих в пользу вакцин, нужно направить на обучение, где им подробно расскажут о вакцинопрофилактике. Почти столько же ‒ 42,7% ‒ уверены, что исправить ситуацию можно при помощи научных статей и рекомендаций российских и иностранных медицинских сообществ. А вот наказывать врачей за антипрививочную позицию не нужно, считают 40% респондентов, так как это их «личное дело».

Лучшим способом борьбы с антипрививочниками, по мнению врачей-респондентов, было бы «проведение масштабной реорганизации системы вакцинопрофилактики» (32,1%). Для этого надо «обучить персонал современным данным, повысить мотивацию медработникам переубеждать „антипрививочников”, улучшить условия труда, помогать информационно в СМИ». На втором месте ‒ введение штрафов для родителей и опекунов за отказ от вакцинации детей, а также введение уголовной или административной ответственности за смерть или инвалидность вследствие такого отказа (29,7%). Еще 27,2% предпочли бы «политику открытых данных» о вакцинации, в том числе об осложнениях и клинических испытаниях новых прививок. Также они предложили собрать на отдельном ресурсе жалобы пациентов с дальнейшим расследованием каждой ситуации.

При этом у 23% респондентов в практике были случаи смерти или инвалидизации пациентов от инфекционного заболевания после отказа от вакцинации. А вот случаи смерти или инвалидизации пациентов после вакцинации были только у 5% респондентов, а 13,5% ответили, что такие случаи были, но подтвердить связь не удалось.

Только треть ‒ 33,6% ‒ опрошенных врачей говорит, что у них нет задачи убеждать делать прививку: они должны лишь дать подробную информацию. А 4,4% заявили, что у них нет времени даже на краткий экскурс для пациентов.

Методология: опрос проводился в сообществе «Справочник врача» с 6 по 14 марта 2024 года, всего в исследовании приняло участие 1774 врача-специалиста.