Развитие отечественного производства лекарств требует увеличения притока квалифицированных кадров. Однако профильные российские вузы готовят в основном работников для аптек, а не для фармацевтических производств. Как преодолеть квалификационный разрыв в системе подготовки кадров для отрасли, разбирались GxP News.
На протяжении последних лет дефицит кадров остается одним из самых острых вопросов для российского бизнеса, и очевидно, что в ближайшее время проблему решить вряд ли удастся. Уход иностранных компаний и его следствие – активное импортозамещение – стали основными причинами кадрового голода в промышленности. Российские предприятия наращивают производственные мощности, людей при этом не хватает.
«Кадровая потребность фармацевтической промышленности до 2030 года – 7200 специалистов с высшим образованием и 9800 специалистов со средним профессиональным образованием», – говорит вице-премьер Татьяна Голикова.
Дефицит кадров является, с одной стороны, следствием естественной смены поколений работников отрасли, с другой – результатом модернизации и строительства новых фармацевтических предприятий. Инновации, разработка оригинальных молекул – процесс, который также требует высокопрофессиональных кадров.
Несмотря на очевидную актуальность вопроса, пока не удалось точно спрогнозировать число специалистов, работающих в отрасли, и в настоящее время предложение на отраслевом рынке труда отстает от спроса, причем как в количественном, так и в качественном аспекте. Сложность ситуации и в том, что у отрасли нет единого регулятора, отвечающего за ситуацию на рынке труда.
Ирина Спичак, исполнительный директор Евразийской академии надлежащих практик:
«Ситуация тронулась с места. Минздрав и Минобрнауки наконец увидели, что существует серьезный дефицит кадров в фарминдустрии. Они готовы к взаимодействию, к разговору с Минпромторгом, но, на мой взгляд, возникающие проблемы больше связаны с тем, что у Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности, к сожалению, отсутствует функциональное направление, которое бы занималось кадрами для фарминдустрии.
Кадры могут либо сдерживать движение отрасли вперед, либо способствовать ее стремительному росту. Кадровый дефицит мог быть устранен, если бы наша индустрия имела свой развернутый симуляционный центр для подготовки специалистов. Это могут быть магистранты старших курсов, молодые специалисты, только что окончившие вуз. Устранение компетентностного разрыва в рамках симуляционного центра, куда могут приехать и студенты, и выпускники разных вузов, станет хорошей поддержкой для фармпроизводителей. Главное, что такой центр не может быть развернут на базе какого-то одного вуза. Это должна быть автономная структура, куда принимают курсантов из различных регионов России.
Кадры нужно готовить заранее, это процесс превентивный. В Минпромторге, отвечающем за такое серьезное направление, не может не быть специального подразделения, которое бы планировало, осуществляло мониторинг, возможно, формировало планы для специализированных вузов, задумалось о создании симуляционного центра».
Аптека или производство
Болезненной проблемой остается оторванность системы высшего образования от требований практической фармации. На сегодняшний день большинство вузов выпускают провизоров, а специальностям, востребованным на производстве, выпускникам приходится обучаться уже в процессе работы.
То, что высшая школа в основном ориентирована на выпуск аптечных работников, – очевидный факт, но и при таком раскладе дефицит кадров в аптеках, по словам Виктории Пресняковой, директора Ассоциации независимых аптек, составляет около 30%. Притом что количество аптек, по оценке DSM Group, ежегодно увеличивается: за последние 10 лет точек в топ-10 аптечных сетей стало в четыре раза больше.
По данным Министерства науки и высшего образования РФ, вузов, занимающихся подготовкой фармацевтов и провизоров, в России около 70. Часть из них имеет медицинский профиль, часть – многопрофильные университеты, реализующие программу «Фармация» в числе прочих, и только два являются собственно фармацевтическими. Количество профильных вузов невелико, но фармацевтов готовят и в 12 региональных университетах.
Подготовку специалистов для фармацевтической отрасли осуществляют вузы, где есть химико-технологические кафедры и факультеты. Но и в этом случае остается оторванность системы высшего образования от реалий производственной фармации.
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей:
«Фармацевтов у нас готовят вузы, которые в большинстве своем подчиняются Минздраву. Но это не задача министерства – готовить специалистов для производства. Поэтому в этих вузах прежде всего готовят провизоров, которые будут работать в городских, муниципальных и больничных аптеках. Соответственно, вопросы производства глубоко не изучаются. Кто же тогда готовит специалистов для производства? Химико-технологические вузы, факультеты и кафедры этого направления, где, как правило, не дают базовых знаний по фармации. Специальность „химия“ подразумевает и производство красок, и лесопереработку, поэтому на фармпроизводство часто приходят люди с дипломом химика, при этом окончившие, например, лесотехнический вуз. Необходимо четко определить набор предметов, которые должен изучать человек, приходящий в производственную компанию, или выстроить систему, позволяющую добрать их в постдипломном образовании».
Подготовка студентов должна быть ближе к потребностям отрасли с учетом 50-летней перспективы, ведь сегодняшние студенты будут создавать инновационную платформу для дальнейшего развития. Чтобы решить эти проблемы, необходимо связать прогноз рынка труда с формированием контрольных цифр приема как для среднего профессионального образования, так и для высшего, отмечают эксперты отрасли.
Алексей Кедрин, председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза (АФПЕАЭС):
«АФПЕАЭС совместно с Минпромторгом сейчас активно работает над формированием перечня и количества наиболее критичных специальностей в фарме. Содействие со стороны государства по созданию и внедрению современных образовательных программ, адаптированных к требованиям и реалиям рынка труда в фармотрасли, позволит выпускникам получить актуальные знания и навыки, заметно восполнить существующий дефицит квалифицированных фармацевтов. Отрасли нужны профессионалы, обладающие самыми современными знаниями в технологии производства лекарств, в особенности инновационных препаратов. Отечественной науке, образовательным учреждениям совместно с ведущими фармкомпаниями надлежит сформировать перечень перспективных специальностей».
Основные игроки на рынке образовательных услуг
В 2024 году было заявлено о создании Инженерной школы МГУ им. М. В. Ломоносова, которая декларирует амбициозную цель – объединить возможности университета и индустриальных партнеров, создать систему подготовки кадров с необходимыми компетенциями в разработке лекарственных средств и биохимических продуктов. Также проектно-образовательные циклы, ориентированные на решение актуальных практических задач в фармотрасли, в частности по разработке инновационных лекарств, запускаются в МФТИ.
Несмотря на увеличение предложения на рынке образовательных услуг, ориентированных на фармацевтику и биотехнологию, ведущим вузом в этой области остается Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА), ежегодно выпускающая дипломированных инженеров-технологов.
Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии:
«Образовательная система должна реагировать на вызовы, которые стоят перед отраслью. Именно поэтому в 2024/25 учебный год СПХФА входит с расширенным портфелем образовательных программ, сфокусированным на подготовке RnD-лидеров, ведущих прорывные разработки и обеспечивающих их исследования, направленные на решение задач импортозамещения и достижения технологического превосходства отечественной фармацевтической отрасли; технологических лидеров в области масштабирования и трансфера инновационных фармацевтических технологий, проектирования, инжиниринга и организации научно-производственных фармацевтических площадок; системных лидеров, способных управлять полным циклом разработки и внедрением импортозамещающих фармацевтических технологий, обеспечивая эффективность RnD и технологического трансфера, соответствие проводимых исследований и разработок актуальной мировой и национальной повестке».
Наблюдающийся в отрасли дефицит кадров связан не только с недостаточным количеством выпускаемых специалистов, но и с запросом бизнеса на наличие у персонала особых компетенций, соответствующих технологическому оснащению предприятий и ориентированных на развитие фармкомпаний.
Проблемы с географией
Еще один фактор, провоцирующий кадровый дефицит, – несоответствие локализации предприятий фармацевтической промышленности и центров подготовки кадров для них. В то время как подготовка специалистов-технологов сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, городах Центрального федерального округа, большая часть уже существующих фармацевтических предприятий расположена в Нижегородской, Курской, Курганской, Пензенской областях, Алтайском крае, республиках Башкортостан и Татарстан, в Западной Сибири с центрами в Новосибирске, Томске и Омске.
Выпускники московских и петербургских вузов неохотно покидают пределы мегаполисов, стараясь найти работу там же. Опросы, регулярно проводимые среди студентов-выпускников, показывают, что большинство из них намереваются остаться в тех городах, где получали образование, даже если они не являются коренными жителями этих городов.
«Как от этого уйти? Однозначного рецепта нет. Но я считаю, что идея возврата к госраспределению через бесплатное бюджетное обучение вполне здравая. Молодой специалист должен отработать несколько лет там, куда его пошлет государство. Да, это не идеальный вариант, но один из вариантов», – считает Виктор Дмитриев.
Среди факторов, ограничивающих поиск работы в отрасли, выпускники называют ряд причин: низкий уровень оплаты труда, ограниченные возможности трудоустройства в родном регионе, отсутствие возможности решения квартирного вопроса в местах потенциальной работы.
Данное противоречие можно решить через создание эффективных механизмов взаимодействия между образовательным сообществом и работодателями по вовлечению выпускников вузов в орбиту интересов отрасли. Это может быть целая система мер, включающая в себя в том числе профориентацию еще со школьной скамьи.
Несмотря на не самый высокий по рынку уровень зарплат и редкую специализацию – исследование и производство пептидных фармсубстанций и препаратов, у АО «МБНПК „Цитомед“», по словам Юлии Цуркану, пресс-секретаря компании, нет проблем с подбором персонала. «Работа с кадрами требует системного подхода. И мы сами создали эту систему, – говорит она. – Уже более девяти лет наша компания проводит межрегиональный творческий конкурс для старшеклассников „Российская школа фармацевтов“. На сегодняшний день это самая крупная профильная фармолимпиада в стране. С 2015 по 2024 год в ней приняли участие более 23 тысяч ребят из всех регионов страны, ежегодно в ней участвуют 600-700 школ и средних специальных учебных заведений. Главной задачей олимпиады, безусловно, является профориентация, поскольку большинство школьников 10-11-х классов не представляют, что такое современное высокотехнологичное фармацевтическое производство и какую карьеру можно построить в отрасли. К сожалению, эта позиция разделяется далеко не всеми. Мы бы очень хотели, чтобы к „Российской школе фармацевтов“ подключились и другие фармпредприятия и, помимо СПХФУ, другие профильные вузы».
Для большинства вузов актуальными остаются задачи по обеспечению производственных баз для прохождения студентами практики, непосредственному участию потенциальных работодателей в научно-исследовательской деятельности.
«Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает участие ведущих фармацевтических компаний в разработке профессиональных стандартов, создании моделей аттестации и сертификации квалификаций выпускников, экспертизы результатов профессионального образования. В свою очередь, образовательная система переведет эти квалификационные требования на язык образовательных стандартов и учебных планов, осуществляя подготовку кадров в соответствии с ними», ‒ считает ректор СПХФА Игорь Наркевич.