Начиная с весны текущего годы мы наблюдаем выраженную стагнацию общей инфраструктуры российского розничного рынка: общее количество аптечных учреждений демонстрирует коррекцию в сторону снижения. И хотя говорить о явной негативной тенденции пока рано, мы все же фиксируем влияние ряда факторов, к этому располагающих.
В конце прошлого – начале текущего года российский фармацевтический ретейл достиг очень интересных результатов. На пике в стране работало одновременно порядка 82 тысяч аптечных учреждений. Это совершенно уникальный результат, ничего подобного в нашей истории до сих пор не было. Но с апреля-мая текущего года количество аптечных учреждений, фактически работающих в нашей стране, начало сокращаться. По состоянию на сентябрь общее число аптек составляло 79,52 тысячи штук, это примерно на 2300 точек меньше, чем работало в сентябре 2023 года. За последние годы это наиболее яркий пример сокращения общего количества инфраструктуры российского фармретейла: даже в очень тяжелый для рынка и страны, да и всего мира, период пандемии COVID-19 инфраструктура российской фармрозницы активно развивалась, хотя и наблюдались определенные провалы в период тотальных ограничений. Тем не менее суммарно в 2020 году количество точек увеличивалось примерно на 100 объектов в месяц. В текущем году отрасль каждый месяц теряла в среднем порядка 200 объектов. Это один из наиболее явных проблемных моментов, на который мы считаем важным обратить внимание, и истоки этого явления надо искать в общем исчерпании количества локаций, которые пригодны для открытия современных аптек. Хотя речь, конечно же, не только о наличии железобетонных конструкций подходящего размера в трафиковых местах, но и ассортиментных ограничений, которые в конечном счете формируют экономику аптеки.
Топ розничных компаний, которые по итогам первого-второго кварталов 2024 года лидируют с точки зрения изменения количественного состава, практически весь представлен ассоциативными форматами. Такие структуры работают на основе разных принципов и с разным уровнем интеграции, но именно ассоциации пока выступают авангардом консолидационных процессов. Среди 10 компаний топа присутствуют только три классических аптечных сети. И всего одна из них – сеть «Апрель» – может по темпам своего развития конкурировать с динамикой развития инфраструктуры ассоциативных форматов. Надо отдать ей должное – «Апрелю» удалось создать уникальный формат развития, который не только позволяет расти в условиях стагнации общей инфраструктуры, но и обеспечивать здесь действительно уникальную динамику. В значительной степени это определяется форматом работы компании, масштабировать этот опыт в ближайшее время вряд ли сможет кто-то из числа других участников рынка. В этой связи абсолютное большинство других крупных ретейлеров предпочитает развиваться за счет поглощений более мелких игроков.
По нашим наблюдениям, в текущем году значительно выросло число сделок по поглощению. Если тенденция продолжится, мы выйдем на показатели активности сделок фармотрасли докризисного периода. Уже сейчас по количеству заявленных сделок мы близки к тому, чтобы сравниться с показателями 2021 года. Сам по себе этот факт очень серьезно влияет на развитие отдельных участников рынка, в том числе ассоциаций. Дело в том, что, несмотря на остающуюся привлекательность участия в разного рода объединениях, для собственников бизнеса сейчас наступил момент возможности выйти из бизнеса на очень приличных условиях. Ряд интересантов из числа крупных аптечных сетей ориентируются на необходимость масштабирования своей деятельности, что крайне важно для сохранения условий работы с поставщиками товара, как с точки зрения условий поставки товара, так и в отношении вариантов получения бэк-маржи. В итоге сложились уникальные условия для продавцов бизнеса.
Этот процесс в том числе формирует определенные риски для некоторых ассоциативных форматов. Так, целый ряд участников альянса IRIS предпочли продать свой бизнес, и, следовательно, в ближайшее время эти компании перестанут быть участниками ассоциации. Если эта тенденция продолжится, данная структура буквально может прекратить свое существование или же ей потребуется серьезно переформатировать свою работу. С аналогичными вызовами может столкнуться и целый ряд других ассоциаций, поскольку процесс консолидации, в который вступил российский фармрынок, вряд ли закончится анонсированным объемом сделок, ряд активностей сейчас находится на стадии обсуждения, и о них не объявлено публично. Но это касается только независимых структур. Форматы, которые находятся под эгидой крупных дистрибьюторских компаний, такие как «Здравсити», «ПроАптека», «Созвездие», «Аптека.ру», вряд ли рискуют столкнуться с проблемами, но и они могут выступать своеобразным фильтром для будущей консолидационной активности со стороны розничных подразделений оптовиков. Впрочем, активные консолидационные процессы вряд ли будут ограничены интересами дистрибьюторов, этот процесс в ближайшее время будет актуален для большинства топовых фармретейлеров.
Несмотря на стартовавшие стагнационные процессы, серьезной деградации инфраструктуры мы все-таки не ждем, во всяком случае при сохранении роста доходов населения и стабильного спроса, а вот довольно глубокое переформатирование российского фармретейла, сопровождающегося активными консолидационными процессами, уже началось, и этот процесс в ближайший год будет идти очень интенсивно.