Средняя продолжительность жизни людей растет по всему миру, а вместе с ней меняется и восприятие стадий взросления. В России молодежью считаются граждане до 35 лет, но недавно в ФМБА допустили, что со временем этот возраст может быть увеличен. Все благодаря передовым достижениям в медицине и технологиям здоровьесбережения. Как будут стареть люди в будущем, и почему государству и обществу необходимо время от времени пересматривать возрастную периодизацию – разбирались GxP News.

Люди будущего

Недавно глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) РФ Вероника Скворцова допустила, что с учетом увеличения продолжительности жизни населения по всему миру, молодыми в скором времени смогут считаться люди до 60 лет. В своем выступлении на конгрессе молодых ученых «Молодежь в науке: строим технологическое будущее» она сослалась на классификацию Всемирной организации здравоохранения, согласно которой сейчас молодыми уже являются люди до 45 лет.

В России этот показатель, правда, ниже – к молодежи относятся граждане до 35 лет. Тем не менее, предположение Вероники Скворцовой имеет под собой объективные основания. Во-первых, согласно данным Организации Объединенных Наций, средняя продолжительность жизни в мире действительно увеличивается. Так, по информации организации, по состоянию на 2023 год она составляла 70,8 года для мужчин и 76,0 года для женщин, в среднем 73,4 года. В период с 2000 по 2016 год средняя продолжительность жизни в мире возросла на 5,5 лет. При этом, однако, сохраняется большой разрыв в продолжительности жизни между развитыми и развивающими странами (до 25 лет). Тем не менее, общая тенденция ведет к пересмотру возрастных категорий и понятий, связанных с молодостью и старостью.

Во-вторых, на время «наступления старости» влияет и субъективное восприятие возраста. Согласно исследованию, проведенному Американской психологической ассоциацией, в последнее время люди среднего и старшего возраста склонны думать, что старость наступает позже, чем считалось до этого. Их сверстники несколько десятилетий назад отмечали, что старым может считаться 71-ий человек, более молодое поколение же склонно считать пожилыми людей от 74 лет. В России, однако, этот показатель немного ниже – наши сограждане причисляют к старикам людей, чей возраст выше 70,7 лет.

Субъективное смещение восприятия возраста происходит также на фоне увеличения доступности косметических средств и процедур, борющихся с внешними признаками старения. Благодаря операционным вмешательствам и косметологическим процедурам люди могут выглядеть намного младше. Из-за этого окружающие не воспринимают их как пожилых.

Рынок ухода за кожей сегодня стремительно растет. Так, по данным исследования Fortune Business Insights, глобальный рынок космецевтики по итогам 2023 года оценивался в $63,5 млрд, а к 2032 году может достигнуть $138 млрд. Эксперты отмечают значительный рост потребления натуральной косметики во всем мире, писали ранее GxP News. Стабильный рост во многом обусловлен неготовностью потребителей экономить на красоте и уходе за собой. За счет более раннего начала применения специальных средств для сохранения молодости кожи будущие поколения, предположительно, смогут выглядеть моложе, чем нынешние. Однако возможна и обратная ситуация, если молодежь будет бездумно применять серьезные косметические средства и злоупотреблять пластическими операциями.

Среди объективных факторов «отсрочки» старения – рост ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Он отличается от показателей ожидаемой продолжительности жизни в целом, но, тем не менее, также растет в последние годы. По данным ВОЗ, за почти два десятилетия (2000–2019) длина здоровой жизни в мире возросла на 6 лет. Из-за этого многие люди в зрелом возрасте сохраняют активность в работе и в быту, что не соответствует традиционному восприятию старости.

Новые возможности

Добиться таких результатов удалось благодаря достижениям в медицине и развитию технологии здоровьесбережения. Сегодня предотвратить преждевременное наступление старости пытаются во всем мире. Россия – не исключение. 

«У нас в стране есть возможность сохранять здоровье благодаря передовой медицине. Качество и доступность здравоохранения растут. Тем более сейчас упор делается на предотвращение болезней, повышается число доступных профилактических программ. С точки зрения социума, отношение к возрасту тоже меняется. Растет активная жизнь граждан – увеличивается продолжительность профессиональной востребованности, период спортивной активности. Поднятие пенсионного возраста также способствует другому восприятию людей 60-65 лет. Они уже не пенсионеры, не пожилые», — отметила к. п. н., доцент, завкафедрой общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета им А.Г. и Н.Г. Столетовых Елена Пронина.

Она напомнила, что не так давно в России был поднят возраст молодежи с 30 до 35 лет. Это тоже произошло благодаря изменением в социальной структуре общества.

«Возраст молодости повысили, логично увеличить и возраст взрослости. Им как раз может быть возраст до 60 лет. Это период, когда человек уже самостоятельный, профессионально зрелый и он не нуждается в поддержке государства так сильно, как молодые и пожилые люди. Прослойка взрослости тоже нужна», — подчеркнула специалист.

Однако с точки зрения биологии все не столь позитивно, как может показаться. Несмотря на некоторые успехи медицины в плане сохранения здоровья, человечество все еще проигрывает битву со временем, отмечает Стивен Остад, заведующий кафедрой исследований здоровья и старения в Protective Life Endowed.

«Процессы жизни разрушительны, — приводит его слова швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung — Как при пожаре образуются дым и копоть, так и наш метаболизм производит побочные продукты, которые наносят вред. Мы стареем, потому что едим и дышим. За последние пять секунд ДНК в вашем теле была повреждена более миллиона раз. Природа разработала механизмы для устранения этих повреждений. Но со временем мы проигрываем эту битву».

Тем не менее, он считает, что, если болезни, возникающие в процессе «изнашивания» организма, удастся отсрочить, люди смогут доживать и до 150 лет. Более того, он убежден в том, что рывок в медицине произойдет в скором времени, и первый человек, который сможет столько прожить, уже родился на свет.