Камиль Бахтияров: «Гормональные контрацептивы нельзя назначать всем подряд»

0
602

На круглом столе, посвященном репродуктивному здоровью, который состоялся в Совете Федерации, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов высказался об усилении контроля за оборотом пероральных контрацептивов и приведении клинических рекомендаций в соответствие с показаниями для их приема. Поговорить о том, действительно ли это необходимо и как сегодня назначаются гормональные контрацептивы, GxP News решили с акушером-гинекологом Камилем Бахтияровым, профессором, д. м. н., руководителем Центра инновационной гинекологии.

Камиль Рафаэльевич, на сегодняшний день какой процент женщин в России применяет гормональную контрацепцию?

У нас в стране очень небольшой процент: оральные контрацептивы востребованы где-то у 10% женщин, а препараты для менопаузальной гормональной терапии – лишь у 1-2%. Для многих слово «гормон» – психологическое табу, на приеме женщины часто говорят: «Мне нужно лечение без гормонов». Более того, когда беременность оказывается нежелательной, я спрашиваю пациенток, почему они не предохранялись, не использовали доступные современные методы. В ответ слышу: «Вы же понимаете, это гормоны». Задача врача – аргументированно, на основе проверенных источников информации, рассказать пациенту о том, как работают такие препараты. Необходим полноценный диалог и желание помочь пациенту.

Но есть и другая проблема: не все врачи понимают, какую контрацепцию рекомендовать конкретному пациенту.

Да, поэтому перед назначением нужно тщательно собирать анамнез, проводить ряд обследований, не следует забывать и о риске тромбозов при гормональной контрацепции. Мы всегда задаем пациентам вопрос о том, случались ли инсульты, инфаркты у родственниц от 40 лет по материнской или отцовской линии.

Если у женщины тромбоз глубоких вен, есть воспалительные заболевания пищеварительной системы, гепатит, то в этих ситуациях такие препараты противопоказаны, и мы назначаем, например, внутриматочную контрацепцию. Но если есть показания, подбираем современные низкодозированные оральные контрацептивы. Сейчас мы можем не просто назначить контрацептив, но и повлиять на предменструальный синдром, например, на его отечную форму за счет такого компонента, как дроспиренон, можем отрегулировать кожные проблемы препаратом, сочетающим этинилэстрадиол с диеногестом.

Еще раз подчеркну, что гормональные контрацептивы нельзя назначать всем подряд, необходимо собирать детальный анамнез.

Верно ли, что гормональная контрацепция – это профилактика и ряда онкологических заболеваний?

К сожалению, об этом мало кто говорит, но есть статистически проверенные данные о том, что использование гормональных контрацептивов, препятствующих возникновению овуляции, снижает частоту риска возникновения рака яичников в три раза, рака эндометрия – в два раза.

Насколько достоверна информация о том, что на фоне приема контрацептивов у женщины может исчезнуть либидо?

Это иногда рассматривается как побочное действие препаратов. Но давайте будем честны: исчезновение либидо зависит от многих факторов – от стресса, отношений в семье. То есть причины могут быть психологическими, не связанными с препаратами, поэтому здесь необходим доверительный разговор пациента и врача.

У гормональных контрацептивов есть побочные эффекты, и врач обязан о них знать. Многие женщины назначают препарат себе сами, по совету знакомых, не обращаясь к специалистам. За рубежом вы без рецепта не сможете приобрести лекарство, и в большинстве случаев это правильно, мы тоже сейчас к этому приходим. Не так давно нас обязали выписывать на рецептурных бланках формы № 148 препараты для лечения миомы матки. Кому-то это кажется дополнительным неудобством, с другой стороны, врач постоянно контролирует то, как переносится препарат, нет ли кровянистых выделений, нет ли прибавки в весе.

На ваш взгляд, гормональные контрацептивы должны продаваться строго по рецептам?

Да, препараты имеют ряд побочных эффектов, и пациент не может самостоятельно оценить свои риски. Самолечение в этом вопросе недопустимо.

Нужно ли менять существующие клинические рекомендации для назначения гормональных контрацептивов?

Постоянно появляются новые препараты, технологии и исследования. Это очень серьезный вызов, и, конечно, клинические рекомендации нужно регулярно менять.

Как быть в тех случаях, если женщине много лет назад назначили КОК и она все это время его принимает, не обращаясь к врачу?

На сегодняшний момент представители фармацевтических компаний утверждают, что гормональная терапии может проходить и 2 года, и 10 лет. Я не вижу в этом ничего плохого, если женщина не планирует беременность. Если пациентка делает перерыв, то вероятность беременности в этот период чрезвычайно высока, мы ее предупреждаем об этом. Хотя у меня были случаи, когда гормональные контрацептивы настолько угнетали собственную функцию яичников, что у женщины, начавшей прием препарата в 25 лет, в 35 лет после их отмены менструации не возвращались. Это индивидуально.

Если женщина в возрасте 45-50 лет и старше регулярно принимает гормональные контрацептивы, могут ли они маскировать симптомы наступившего климакса?

В составе препаратов для гормональной контрацепции есть эстрогенный компонент, поэтому климакс протекает более мягко. Один из самых распространенных симптомов приближающегося климакса – нерегулярный менструальный цикл, но при приеме оральных контрацептивов увидеть это сложно.

Научные исследования доказывают важность ранней менопаузальной гормональной терапии, которая обеспечивает максимальное сохранение здоровья женщины в долгосрочной перспективе, становится важным средством профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. С другой стороны, менопаузальная гормональная терапия должна применяться под контролем врача. Пациенту необходимо регулярно проходить маммографию, УЗИ брюшной полости и обследования, показывающие, в каком состоянии находится печень, система свертывания крови. В этом случае корректируется МГТ. Нельзя назначить препарат и сказать: «Приходите через 10 лет».

Насколько востребована менопаузальная гормональная терапия в России?

На ее востребованность влияет отсутствие просвещения, о котором мы уже говорили. Многие женщины годами мучаются от повышенной потливости, приступов головокружения, мигрени, тахикардии, сухости влагалища. Патологические изменения происходят также в эмоциональной сфере. Женщина становится раздражительной, тревожной, подверженной внезапным перепадам настроения.

Климакс не является болезнью, его не нужно лечить, но существуют способы предупредить появление различных патологий и скорректировать самочувствие. При подборе препаратов врач изначально назначает минимальную дозу гормонов, чтобы облегчить симптоматику, учитывая индивидуальные особенности пациента: длительность и качество менструаций, перенесенные гинекологические операции, наличие в анамнезе эндометриоза и многое другое. Далее план терапии пересматривается ежегодно и при необходимости корректируется.