Долгая жизнь требует нового вида экономики — экономики долголетия

0
643

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь», стартовавший 1 января 2025 года, требует нового подхода к экономике. Это и финансовые инструменты, рассчитанные на людей пенсионного возраста, и медицинская реабилитация, и более глубокая вовлеченность «серебряного поколения» в социальную жизнь. Как сделать людей в возрасте 60+ активными участниками общественной и экономической жизни, обсудили в рамках V Ежегодного конгресса «Право на здоровье». 

Спикеры сессии, среди которых были специалисты и руководители учреждений здравоохранения и научно-исследовательских институтов, говорили о том, что с развитием высокотехнологичной помощи в регионах сократилось число смертей от инфарктов, инсультов, онкологических и других тяжелых заболеваний. И эти «выигранные» годы жизни «серебряного поколения» должны быть в первую очередь здоровыми и качественными, ориентированными на активное участие человека в экономике и социальной жизни страны. 

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» предполагает увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года — к 2036 году. Сейчас средняя продолжительность жизни в России — 73 года. 

На сессии, посвященной здоровью старшего поколения, президент НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, депутат Госдумы Александр Румянцев отметил, что в стране уже сейчас значительно увеличилось число людей за пределами пенсионного возраста. Например, в Москве число таких граждан составляет 30–35% от всего трудоспособного населения. 

«Для того чтобы эффективно поддерживать здоровье всех этих людей, число которых будет только расти, необходимо развивать гериатрию, — сказал Александр Румянцев. — Как неонатолог ведет ребенка и маму с момента зачатия и вплоть до 3 лет, так и гериатр должен вести пожилого человека по всем его проблемам со здоровьем. Такой врач сможет суммировать весь анамнез человека и сопровождать его в рамках междисциплинарного подхода».

Гериатрия — наука относительно молодая: в России на сегодняшний день насчитывается всего около 2 тыс. врачей-гериатров, отметила в своем выступлении представитель Российского геронтологического научно-клинического центра им. Пирогова Надежда Рунихина. По ее словам, успехи в области гериатрии высокие, главное — научиться еще более эффективно управлять процессом старения.

Гендиректор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман заявил о необходимости создания единой системы дистанционного мониторинга пожилых пациентов. По его словам, высокая коморбидность таких пациентов и их ограниченные физические возможности затрудняют быстрый доступ к врачу, что в некоторых случаях может оказаться фатальным. 

14 млн граждан страны, а это каждый третий пожилой человек, вовлечены сегодня в программы активного долголетия. Такие программы уже приняты во всех регионах. В стране также активно развивается система долговременной помощи. С 2024 года такой проект реализуется в качестве пилотного во всех субъектах, а вскоре эта норма будет закреплена и в законе, отметили выступающие. 

Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова предложила работодателям не смотреть на человека пенсионного и предпенсионного возраста как на досадное обременение, а посмотреть на него как на экономический и социальный ресурс. 

«Замедленность и другие когнитивные изменения у взрослых сотрудников, на которые жалуются работодатели, — это не всегда признак возраста. Согласно результатам исследования, даже у студентов внимание, реакция и концентрация в сентябре падают на 10% по сравнению с учебным маем и сессионным июнем. Учеба — это навык, а многие взрослые люди не переобучались по 20–30 лет. Любой хороший специалист мог бы активно работать и во взрослом возрасте, если этот навык в нем вновь перезапустить», — сказала эксперт. 

Долгая жизнь требует нового вида экономики — экономики долголетия, подчеркнули спикеры. Но сегодня такая экономика пока находится в зачаточном состоянии. Необходимо разработать специальные финансовые инструменты и программы для пожилых, чтобы активнее вовлекать их в реальную экономику, отметил советник директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Фарит Кадыров.

«Люди старше 60 лет — это весомый экономический ресурс. К такому возрасту у них, как правило, накоплены сбережения, которые лежат мертвым грузом и не приносят дивиденды ни им самим, ни экономике страны. Люди просто „копят на похороны”, хотя могли бы более активно зарабатывать и жить», — добавил эксперт.

Спикеры говорили и о медицинской реабилитации пациентов пожилого возраста как об одном из факторов активной и продолжительной жизни. По мнению специалистов, до недавнего времени реабилитация как отдельный вид медицинской помощи оставалась в тени, но сегодня она становится приоритетным вектором развития государственной политики в сфере здравоохранения. Это целое направление, которое со временем будет развиваться. 

Например, в кардиологии реабилитация уже сейчас приводит к тому, что риск повторного инфаркта и смерти снижается на 25–50%, привела цифры Нана Погосова, заместитель гендиректора НМИЦ кардиологии им. Е. И. Чазова. По ее мнению, создание оптимальной системы реабилитации крайне важно для реализации нацпроекта.

Активно развивается онкореабилитация, хотя раньше понятия «реабилитация» и «рак» были несовместимы. Эксперты говорили и о важности респираторной (легочной) реабилитации для пациентов с ХОБЛ — эта болезнь занимает третье место в мире среди причин смертности.

Советник генерального директора СМО «Капитал Медицинское Страхование» Алексей Старченко указал на то, что по факту пока только 0,6% больных в регионах получают медицинскую реабилитацию, остальным такую услугу просто не назначают: «Нужен перечень обязательных мероприятий по реабилитации, пока такого перечня нет».

Якорных центров по реабилитации, которые существуют сейчас в регионах, недостаточно для оказания помощи всем больным, считает эксперт. Исправить эту ситуацию можно, используя под такие центры инфекционные стационары, которые долгие периоды времени остаются незаполненными, а врачей-инфекционистов необходимо обучать на реабилитологов, потому что они хорошо знают все системы организма человека.