Перед российской медициной стоит целый ряд актуальных задач, одна из которых — повышение качества оказания помощи в первичном звене здравоохранения. В рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», предусматривающего увеличение ожидаемой продолжительности жизни, особая роль отводится совершенствованию системы оказания медицинской помощи по профилю «неврология». О тех возможностях и инструментах, которые есть в арсенале врачей, рассказывают GxP News.

Современная тенденция к увеличению продолжительности жизни и, соответственно, рост числа пожилых людей в популяции делают крайне актуальной проблему когнитивных нарушений. Выраженные расстройства приводят к снижению качества жизни, а в ряде случаев к инвалидизации и полной зависимости от окружающих. С этими заболеваниями чаще других сталкиваются неврологи, но на уровне первичного звена здравоохранения остаются значительные трудности в диагностике и последующей терапии когнитивных нарушений. В рамках III Всероссийского нейроконгресса, прошедшего в Москве, ведущие эксперты делились опытом, обсуждали вопросы диагностики, подбора лекарственной терапии и те методы лечения, которых с каждым годом становится все больше. Конгресс проходил при поддержке «ЭГИС», AstraZeneca, Ipsen, Merz, «Полисан» и других российских и зарубежных фармкомпаний.

Открывая сессию «Когнитивные нарушения в неврологической практике: от умеренных когнитивных расстройств до псевдодеменции», главный внештатный специалист-невролог Минздрава России, директор Института цереброваскулярной патологии и инсульта ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России Николай Шамалов подчеркнул, что сегодня возрастает актуальность ранней диагностики когнитивных расстройств и болезни Альцгеймера, так как их распространенность растет в геометрической прогрессии. Несмотря на то что эти проблемы можно назвать мультидисциплинарными и находящимися на стыке неврологии, психиатрии и гериатрии, основная нагрузка ложится на плечи неврологов, работающих в первичном звене.

Если, по оценке специалистов, распространенность деменции в возрасте 60+ составляет примерно 6%, то количество умеренных когнитивных нарушений — 15%. Абсолютно точными данными российская медицина не располагает, фиксируются лишь те случаи, когда пациенты обращаются за помощью. По мнению руководителя Центра когнитивного и психоэмоционального здоровья ФМБА России Анны Боголеповой, проблема «недодиагностики» чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. При этом каждый, у кого развивается болезнь Альцгеймера, сначала сталкивается с умеренными когнитивными нарушениями. И тот запас времени, который дает ранняя диагностика, должен стать отправной точной для активного клинического вмешательства.

Базовым препаратом первой линии терапии, который считается золотым стандартом для лечения болезни Альцгеймера, по словам Анны Боголеповой, является донепезил (МНН). Назначать его пациентам необходимо не кратковременным курсом: показан длительный прием в максимально переносимых терапевтических дозах. Препарат помогает стабилизировать когнитивный дефицит, а при его отмене отмечается прогрессирование негативной симптоматики.

«Когда начинаем лечение, мы достигаем того, что когнитивные функции стабилизируются, уменьшаются поведенческие нарушения, и это приводит к тому, что время, которое тратят на пациента ухаживающие за ним родственники, сокращается. Правильно подобранное лечение помогает сохранить когнитивный статус пациента, снизить прогрессирование заболевания и достичь, насколько это возможно, активного долголетия», — говорит Анна Боголепова.

Важность постановки диагноза «деменция» на начальной, легкой стадии развития болезни в своем выступлении подчеркнула заведующая лабораторией нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра им. Н. И. Пирогова Элен Мхитарян. В этом случае можно не только улучшить качество жизни пациента и его родственников, но и сохранить жизнь. По словам эксперта, чем грубее когнитивный дефицит, тем меньше продолжительность жизни.

«Многие думают, что самое опасное заболевание — это болезнь Альцгеймера. Но последние исследования показали, что самая короткая продолжительность жизни у пациентов с сосудистой деменцией. Все существующие на сегодняшний день препараты, которые используются для лечения деменции, при болезни Альцгеймера действуют эффективнее. С этим связана более высокая продолжительность жизни при болезни Альцгеймера. Но самое главное — своевременное назначение препаратов», — подчеркнула Элен Мхитарян.

В пересмотренных в январе 2024 года клинических рекомендациях по «Когнитивным расстройствам у лиц пожилого и старческого возраста» подчеркивается: любой пациент с когнитивными жалобами нуждается в комплексном клинико-лабораторном инструментальном обследовании. Во время сбора клинического анамнеза врач часто опирается на те жалобы, которые озвучивает пациент. Чтобы подтвердить их объективность, Элен Мхитарян советуют проводить нейропсихологическое тестирование с помощью скрининга «Мини-Ког». Одна из методик — тест с рисованием часов. Это один из простейших способов определить когнитивные нарушения, который не занимает много времени и достаточно информативен. Пациенту предлагают нарисовать на листе бумаги круглые часы с цифрами на циферблате и указать на них стрелками заданное время. При наличии когнитивных нарушений больной допускает неточности и ошибки, характерные для определенного вида деменции: сосудистой, болезни Альцгеймера или деменции с тельцами Леви.

Директор по работе с государственными и общественными организациями компании «ЭГИС» Ирина Курашкина также подчеркнула важность ранней диагностики болезни Альцгеймера и других когнитивных нарушений, назвав их основой эффективной помощи пациентам: «Чем раньше начинается терапия, тем выше шансы на стабилизацию состояния, снижение прогрессирования заболевания и достижение активного долголетия. Мы поддерживаем инициативы, направленные на развитие первичного звена здравоохранения, внедрение скрининговых инструментов и повышение доступности терапии. Только системный подход и межсекторное взаимодействие позволят создать устойчивую модель помощи пациентам с деменцией в России».

О сложностях в диагностике деменции у возрастных пациентов рассказала профессор кафедры неврологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Елена Васенина. По ее словам, врачи часто сталкиваются с так называемой псевдодеменцией, которая внешне напоминает симптомы настоящей, однако имеет совершенно иную природу происхождения. Причиной когнитивного дефицита может стать психоэмоциональная травма, стресс или сильные переживания. Но чаще всего под маской псевдодеменции скрывается клиническая депрессия.

«В этом случае врач должен подобрать лекарственную терапию, отдавая предпочтение антидепрессантам с комбинированным действием, одним из которых является венлафаксин, профиль безопасности которого неоднократно подтвержден научными исследованиями. Однако не всегда те эмоциональные проблемы, которые мы видим у пациента, являются следствием депрессии. Очень часто за эмоциональными проблемами, которые возникают в пожилом возрасте, скрывается начинающаяся деменция, которая клинически проявляется теми симптомами, которые напоминают депрессию», — подчеркнула Елена Васенина.

Задача, которая стоит перед неврологом, — четко дифференцировать эти два состояния. По мнению эксперта, надежным помощником врача в таких сложных случаях может стать приложение Neuro Scanner («Невросканер»). Оно ускоряет и упрощает процесс психоневрологического тестирования, позволяя поставить точный диагноз, а значит, избежать ошибок при подборе лекарственной терапии.