СМИ: аптеки теряют опытных провизоров из-за несовершенства системы аккредитации

0
1112

Альянс фармацевтических ассоциаций обратился в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), Росздравнадзор и Минздрав с просьбой упростить формальные требования и устранить правовые противоречия при аккредитации провизоров, пишет «Коммерсант». В альянсе считают, что отказы в подтверждении квалификации усугубят существующий дефицит компетентных кадров в отрасли, на сегодня достигающий в отдельных регионах 30%.

По словам представителей фармсообщества, сейчас провизоры — сотрудники аптек сталкиваются с отказами в аккредитации, которую наряду с курсами повышения квалификации нужно проходить каждые 5 лет. Это особенно актуально для сотрудников со стажем больше 25 лет, поскольку по действовавшим ранее нормам от них не требовалось учиться в интернатуре.

«Складывается ситуация, когда провизоры со стажем работы 5–10 лет без проблем проходят аккредитацию, а наиболее компетентные и опытные сотрудники не могут этого сделать и вынуждены прекращать работу или переходить на должности кассиров и продавцов-консультантов», — прокомментировали ситуацию в «Провизор 24» (специализируется на аккредитации и обучении фармацевтов и провизоров).

Квалификационные требования к провизорам в нынешнем виде существуют с 2000 года, однако до 2016-го у коммерческих организаций фактически не было обязательств их выполнять. До 2021 года специалисты для продления допуска к фармдеятельности могли пройти сертификацию (проводится как частными, так и государственными организациями) или аккредитацию (проводится ФАЦ). Сертификат специалиста действует 5 лет, поэтому в этом году аккредитацию массово проходят те, кто успел получить сертификат по старым правилам.

По мнению исполнительного директора Национальной фармацевтической палаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елены Неволиной, проблемы возникли из-за того, что после вступления в силу в 2016-м приказов о номенклатуре должностей фармработников и порядке аккредитации аптечные сети не учли требования Минздрава, в том числе соответствие занимаемой должности в трудовой книжке аккредитуемой специальности и наличие такой должности в официальном перечне.

«Юридически сейчас отказы ФАЦ в аккредитации обоснованны, но надо отметить, что Минздрав последние 25 лет соблюдение своих требований к аккредитации никак не проверял», — заключила Неволина.

«Записи в трудовой книжке можно исправлять и привести в соответствие с требованиями, но на практике это огромная проблема», — уверена директор новгородской аптечной сети «Здоровье» Ольга Хруцкая. По ее словам, многим сотрудникам требуется исправить записи, сделанные 20–25 лет назад, но в силу того, что фармрынок «очень динамичный», юрлицо бывшего работодателя часто бывает уже ликвидировано. Кроме того, он может просто отказать внести исправления, что, по мнению Хруцкой, связано с конкуренцией на фармрынке.

Кроме того, остается открытым вопрос о судьбе провизоров-технологов — такую специализацию имеют примерно 15% провизоров. В приказе Минздрава «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» есть запись о том, что специальность «фармацевтическая технология» сохраняется до конца 2025-го. Таким образом, де-юре провизоры-технологи с 1 января 2026 года будут лишены допуска к работе.

«Текущие нормы были разработаны Минздравом с целью объединить специальности „фармацевтическая технология” и „фармация” в одну (ликвидировав первую), но дальнейших разъяснений по работе таких специалистов Минздрав не выпускал», — отметила Неволина.