Россия экспортирует лекарства в более чем 150 стран. За рубежом особенно популярны российские вакцины, инсулины и антибиотики. Производство лекарств в стране активно развивается, поэтому вскоре на международных рынках могут появиться новые биотехнологические препараты и средства для персонализированной терапии. Компании видят высокий потенциал для своих препаратов за рубежом, но при этом сталкиваются с рядом регуляторных и логистических барьеров. О том, куда поставляются российские лекарства и что препятствует масштабированию экспорта, в материале GxP News.

От СНГ к дальнему зарубежью

За последние годы российский экспорт лекарственных средств значительно расширился  — как по объему, так и по географии. Если раньше основным направлением оставались страны СНГ, то сегодня отечественные препараты активно выходят на рынки Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. За рубежом востребованы российские препараты для терапии сердечно-сосудистых, аутоиммунных и инфекционных заболеваний. Во времена пандемии одним из важных направлений экспортных поставок российской фармацевтики были вакцины. В целом, российские лекарства сегодня можно найти более чем в 150 странах мира, об этом ранее сообщал министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.

Представили российского фармбизнеса говорят о растущем интересе к лекарствам за границей. «Мы видим высокий спрос на препараты из инновационного сегмента, предназначенные для лечения онкологических заболеваний, сахарного диабета, ожирения, а также бактериальных и вирусных инфекций», — говорит директор по новым продуктам компании «Промомед» Кира Заславская.

В «Биннофарм Групп» также подтверждают, что спрос на российские препараты стабильно растет, особенно это актуально для оригинальных и технологически сложных лекарств. «Сейчас мы экспортируем продукцию в 14 стран мира, но активно работаем над расширением географии: готовим досье к выводу в страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Китай. Мы видим большой потенциал для экспорта оригинальных и технологически сложных препаратов. Простые дженерики постепенно локализуются на местах, поэтому ставка делается на инновационные, сложные в производстве или оригинальные разработки», — рассказывает генеральный директор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов.

С тем, что потенциал российских лекарств на внешних рынках высокий и устойчивый, согласны и в компании «Р-Фарм». По словам директора департамента экспортных операций компании Адднана Чоудри, за последние годы в России сформировалась полноценная экосистема разработки и производства инновационных препаратов — от молекулы до промышленного выпуска. Поэтому особый интерес за рубежом вызывают оригинальные российские разработки, которые не имеют прямых аналогов, а также биосимиляры.

«Начиная с 2021 года объем экспорта компании существенно увеличился. Сегодня экспортный охват компании составляет более 20 стран. «Р-Фарм» поставляет на внешние рынки оригинальные препараты собственной разработки, которые зарегистрированы не только в России, но и в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Беларуси. В ближайшее время ожидается регистрация в ряде стран Юго-Восточной Азии, что расширит географию присутствия инновационной терапии», — рассказывает Чоудри.

В «Петровакс Фарм» тоже отмечают рост показателей по направлению. В первом полугодии 2025 года компания увеличила продажи за рубеж более чем на 25% в денежном выражении.

 «Сегодня мы поставляем 12 брендов в 12 стран ЕС и ЕАЭС. Наша компания — один из лидеров по экспорту противогриппозных вакцин, ежегодно мы поставляем более 5,5 миллионов доз вакцин за рубеж. Причем география экспорта постоянно расширяется. В ближайшей перспективе планируем выход на рынки Египта, стран Западной и Южной Африки, Вьетнама и ряда арабских государств», —  отмечает руководитель экспортного направления «Петровакс Фарм» Илья Соколов.

По словам представителя компании, интерес к российским лекарствам растет по нескольким причинам. Во-первых, это конкурентоспособное качество — препараты соответствуют международным стандартам GMP, а клинические данные подтверждают их эффективность. Во-вторых, российские оригинальные продукты зачастую занимают узкие терапевтические ниши, где у глобальных компаний либо нет решений, либо они слишком высокозатратны для пациентов и систем здравоохранения.

Новые рынки и стратегии роста

Самыми перспективными направлениями для российского экспорта эксперты называют страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки — регионы с быстрорастущим населением и спросом на качественные, доступные лекарства.

В компании «Герофарм» делают ставку именно на эти рынки. «Препараты компании представлены в 14 странах ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, у нас есть собственные представительства в Минске, Алматы, Баку, Каракасе. Производство препаратов компании уже локализовано в Казахстане, в стадии реализации находится трансфер розлива и упаковки инсулинов в Азербайджане, Беларуси и Венесуэле. Во все страны экспорта поставляются аналоги и генно-инженерные препараты инсулинов. Есть спрос и на другие лекарства, в том числе на биоаналоги препаратов для лечения диабета и ожирения», — отмечает директор по развитию международных рынков «Герофарм» Дмитрий Мамыкин.

Оригинальные препараты могут отсутствовать или быть в дефиците в ряде стран из-за влияния санкций или высокой стоимости: в таком случае вывод на рынок качественной альтернативы может повысить доступность лечения, подчеркнул Дмитрий Мамыкин: «Например, в этом году география экспорта компании пополнилась новым направлением —наш препарат зарегистрировали в Парагвае. До конца года планируется вывод препарата еще в двух странах. Таким образом, развитие направлений по аналогам инсулинов и биоаналогам препаратов для метаболического здоровья становится основой для масштабирования международных поставок».

Многие рынки Азии и Ближнего Востока менее развиты в плане фармацевтики, что открывает возможности для поставок оригинальных и технологически сложных препаратов, соглашается гендиректор «Биннофарм Групп» Рустем Муратов. В некоторых странах Юго-Восточной Азии до сих пор отсутствует собственное производство ряда лекарств, и они вынуждены закупать их у европейских или американских производителей по высоким ценам. «Российские препараты могут занять нишу между дорогими западными аналогами и местными средствами, обеспечив доступность и качество», — убежден эксперт.

По словам представителя «Герофарм», интерес зарубежных партнеров к российским препаратам обусловлен сочетанием качества, цены и надежности поставок. Кроме того, набирает популярность формат локализации — совместные предприятия или контрактное производство на территории стран-партнеров. «В странах ближнего зарубежья наблюдается высокая динамика роста экспорта — она обусловлена процессами локализации производства и регистрацией новых лекарств», — подчеркивает эксперт.

Схожие подходы развивает и группа компаний «Промомед», она ориентируется на долгосрочные партнерства и экспорт собственных разработок. «Экспортные продажи компании за последний год выросли более чем в два раза. Помимо стран постсоветского пространства, огромный интерес к нашей продукции проявляют страны дальнего зарубежья: Восточной Азии, Персидского залива, Куба и другие. В ряде стран этого региона уже запущены регуляторные процессы», — отмечает Кира Заславская.

Барьеры и пути их преодоления

Главными препятствиями для расширения экспорта российские фармпроизводители называют длительные и сложные процедуры регистрации, отсутствие унифицированных требований к досье и проблемы с логистикой.

По словам представителей рынка, сегодня все еще есть ограничения в признании российских стандартов GMP, GCP и GLP. Без таких сертификатов выход на рынки ряда дружественных стран, включая MENA (от англ. Middle East and North Africa — ред.) и ASEAN (от англ. Association of Southeast Asian Nations — ред.), остается затрудненным. Кроме того, компании сталкиваются с логистическими ограничениями и сложностями трансграничной передачи данных, которые особенно остро проявляются при регистрации лекарств и проведении клинических исследований.

«Мы видим критическую необходимость в гармонизации регуляторной практики с дружественными рынками и взаимном признании результатов клинических исследований, проведенных в России, — отмечает представитель «Р-Фарм» Адднан  Чоудри. — Важно, чтобы на уровне профильных ведомств выстраивались регулярные контакты с зарубежными регуляторами, включая проведение двусторонних встреч, обмен опытом и обсуждение механизмов признания российских данных. Такой диалог позволит значительно ускорить выход отечественных препаратов на внешние рынки».

Логистические сложности также остаются серьезным барьерным фактором, отмечают в «Герофарм». Поставки требуют надежной инфраструктуры, строгого поддержания условий хранения лекарств и гибких финансовых условий, чего не всегда можно добиться на развивающихся рынках. Из-за отсутствия прямых рейсов и санкционной политики увеличивается логистическое плечо и растет стоимость перевозок.

Генеральный директор «Биннофарм Групп», в свою очередь, подчеркивает, что для системного роста экспорта необходима комплексная господдержка — прежде всего в части клинических исследований, регистрации препаратов и возврата налогов. «Сегодня механизмы поддержки в России фрагментированы и достаточно бюрократичны. Целесообразны меры, направленные на возмещение косвенных налогов (НДС, акцизов) для экспортеров, господдержку регистрации и исследований для ускоренного выхода препаратов за рубеж и упрощение процедур взаимодействия с регуляторами и банками», — отмечает Рустем Муратов.

В «Петровакс Фарм» также полагают, что для развития экспорта целесообразны меры, которые ускорят международную валидацию данных и расширят соглашения о взаимном признании. «Нужны программы, которые будут поддерживать GMP-интернационализацию (совместные инспекции, обмен практиками, цифровые досье) и стимулировать R&D проекты оригинальных молекул и локализацию технологий», — отметил Илья Соколов, подчеркнув, что хоть процесс регистрации лекарственных средств за рубежом и непростой, при высокой заинтересованности в препарате все вопросы решаемы.

В целом, по мнению участников рынка, ключ к преодолению барьеров — в системной поддержке экспортеров и активизации межгосударственного сотрудничества. Только так российские фармпроизводители смогут успешно конкурировать на глобальном уровне.