Дмитрий Сычев, научный руководитель Центра предиктивной генетики, фармакогенетики и персонализированной терапии ФГБНУ «РНЦХ им. ак. Б. В. Петровского»

Применение лекарственных средств в современной медицине — один из основных способов профилактики и лечения огромного количества заболеваний. Но назначение нескольких препаратов одновременно приводит к развитию побочных эффектов, а часто к снижению качества жизни.

У разных препаратов — разный уровень доказательности, эффективности. Кроме того, у любого препарата могут быть побочные эффекты, не связанные с основным действием. Это не всегда плохо, например, популярный препарат для лечения сахарного диабета оказался эффективным в снижении веса.

Но есть и отрицательные побочные эффекты, которые, как свидетельствует мировая статистика, вносят свой вклад в смертность. Не так давно появился такой термин, как «медикализация» общества. Фармацевтический маркетинг и реклама провоцируют импульсивные покупки безрецептурных препаратов и активизацию самолечения. К листу назначений от врача пациенты часто добавляют себе ненужные лекарства, а иногда и БАДы, которые взаимодействуют между собой и могут ослаблять действие друг друга или провоцировать побочные эффекты.

Увеличение продолжительности жизни обуславливает и увеличение доли пациентов пожилого возраста, у которых диагностировано несколько хронических заболеваний, требующих лечения. Врачи, стремясь помочь пациенту, назначают большое количество препаратов. Это явление называется полипрагмазией (polypragmasia, от греч. poly — много, pragma — предмет, вещь) и в настоящее время является серьезной проблемой, так как проявляется снижением эффективности фармакотерапии и развитием тяжелых нежелательных реакций.

Один из актуальных трендов клинической фармакологии — с помощью научно обоснованных инструментов пересматривать назначения и выделять ненадлежащие для конкретного пациента в тех случаях, когда определенное лекарство больше вредит, чем лечит. Если исключить эти препараты или снизить их дозировку, заменить чем-то более безопасным, то и лечение будет более эффективным и безопасным, качество жизни повысится. Этот процесс в клинической фармакологии называется депрескрайбинг (от англ. de-prescribe — «отмена назначений»), и сейчас можно говорить об имплементации его алгоритмов в клиническую практику.

Существуют специальные инструменты, позволяющие выявлять в листе назначений те препараты, которые могут вызвать у пациента проблемы. Речь идет не о категорической отмене, а о том, чтобы обратить внимание и вместе с другими специалистами в рамках консилиума подобрать лекарственную терапию, которая не навредит пациенту. Алгоритмы депрескрайбинга в России разрабатываются и адаптируются клиническими фармакологами, гериатрами, терапевтами по конкретным препаратам для того, чтобы не было «перелечивания» больных.

Доказано, что если в таких случаях сокращать лист назначений на 1-2 препарата, выводя оттуда ненадлежащие, то люди живут дольше и не страдают от побочных эффектов. Например, распространенная побочная реакция психотропных препаратов — чрезмерная седация, резкое снижение давления, ухудшение остроты зрения. Эти симптомы могут приводить к падениям, что для пожилых людей крайне опасно.

Отдельная тема — депрескрайбинг для паллиативных пациентов, у которых прежде всего необходимо обеспечить качество жизни. Специальный механизм отмены препаратов в этих случаях показывает, что качество жизни повышается, а продолжительности жизни не снижается.

Очень важно, чтобы об этом подходе знали все практикующие врачи, а не только клинические фармакологи. Мы видим, что в листе назначений регулярно появляются препараты, в которых нет необходимости, с низкой доказательной базой, или те, которые ухудшают течение сопутствующих заболеваний. Выявлять эти лекарства необходимо, поэтому внедрение систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР) позволяет путем обработки и интерпретации собираемой информации на всех этапах лечебно-диагностического процесса снизить вероятность ошибок.

Но это не отменяет необходимость обучения врачей различных специальностей и организаторов здравоохранения для формирования компетенций в области борьбы с полипрагмазией.