Уход с рынка ряда международных игроков открыл новые возможности для активного развития отечественной ветфармацевтики. Некоторые фармпроизводители, традиционно ориентированные на препараты для человека, решили расширить свои мощности и начать выпуск ветеринарной продукции. Однако такой переход далеко не всегда оказывается простым. О том, зачем фармкомпании пошли в ветеринарию и с какими подводными камнями они могут столкнуться на этом пути — в материале GxP News.

Все не как у людей

Несмотря на общую положительную динамику в фармпромышленности, темпы локализации производства ветеринарных лекарств отстают от аналогичных показателей в сегменте медицинских препаратов для людей. Тем не менее, по данным RNC Group, доля отечественных производителей на розничном рынке ветеринарных препаратов в России продолжает увеличиваться — по итогам трех кварталов 2025 года они сформировали порядка 55% денежного объема, при этом их доля в натуральных единицах превысила 74%. Всего аналитики насчитали более 120 отечественных компаний, работающих на розничном рынке.

В их числе присутствуют и компании, чей продуктовый портфель также включает фармацевтические препараты для людей, либо, напротив, корпорация, занимаясь фармпроизводством, имеет также ветеринарное направление. Подобных корпораций порядка 17-ти, при этом некоторые из них имеют довольно широкий ассортимент на ветеринарном рынке, который в том числе представлен уникальными позициями, отмечают в RNC Group.

Ярким примером такого расширения является опыт компании «Фармстандарт». В июне 2025 года в компании заявили о планах инвестировать 7 млрд рублей в строительство корпуса по производству гормональных и ветеринарных препаратов в Курской области. Проект может быть реализован до 2028 года. По мнению аналитиков, производство гормональных и ветеринарных препаратов — сферы импортозависимые, и вложения в них «выглядят адекватно», так как дадут компании возможность заместить импортную продукцию в сфере госконтрактов.

Разнообразие пациентов

Ветеринарный рынок популярен среди фармкомпаний не только из-за ухода иностранных игроков. Это один из самых быстрорастущих рынков в мире. По прогнозам аналитиков, его глобальный объем к 2030 году может превысить $50 млрд. Особенно заметно увеличивается спрос на лекарства для домашних питомцев — например, сегмент жевательных таблеток для собак оценивается уже в $3,5 млрд и продолжает расти.

Российский рынок ветпрепаратов тоже активно развивается. По данным Национальной ветеринарной ассоциации, в 2024 году его объем составил около 121,5 млрд рублей, а к 2030 году может достичь почти 179 млрд рублей.

При этом две трети продаж сегодня приходится на препараты для сельскохозяйственных животных и лишь треть — на лекарства для домашних питомцев. Именно вторая категория обладает наибольшим потенциалом роста: Россия занимает третье место в мире по числу домашних кошек и четвертое — по количеству собак, что открывает значительные перспективы для развития этого сегмента.

Однако, как отмечает руководитель направления технологического оборудования компании InterPharmTechnology Анна Дроздова, переформатировать процессы с производства лекарств для людей на препараты для животных не так просто. По ее словам, зачастую компании, которые раньше выпускали только препараты для людей и теперь хотят освоить ветеринарный рынок, сталкиваются с необходимостью практически заново выстраивать производство.

Во-первых, здесь действуют иные требования к оборудованию и процессам. Основное отличие — разнообразие «пациентов». Лекарство должно быть эффективным как для попугая, так и для теленка. Получается, что производителям надо выпускать препараты в десятках разных форм — от мелких гранул до крупных таблеток. Они должны быть привлекательными на вкус для животного.

Во-вторых, стоит учитывать объемы производства. Если в «человеческой» фармацевтике стандартная партия смеси для таблеток — это 100-300 кг, то в ветеринарии речь идет о тоннах. Поэтому фармацевтические миксеры и сушилки не подходят, производителям приходится закупать более мощное оборудование, которое обычно используют в пищевой промышленности. Однако, по словам Анны Дроздовой, пищевое оборудование, даже сделанное из медицинской стали, сложно мыть и дезинфицировать, что критично для соблюдения чистоты на производстве. Контроль качества требует особых знаний и подходов, непривычных для классических фармацевтов.

Интересная ситуация с мягкими жевательными таблетками, которые популярны в ветеринарии. Стандартный фармацевтический пресс с ними не справится, для производства таких лекарств нужны специальные экструдеры или прессы нестандартной конструкции. Производителей такого оборудования в мире — единицы, что создает логистические и технологические барьеры для запуска производства.

Таким образом, переход на выпуск ветеринарных препаратов — это не просто смена начинки, а капитальная перестройка всего производственного цикла под принципиально другие задачи.