На 8-ом Международном форуме «Клинические исследования в России», проводимом Институтом Адама Смита, состоялась дискуссия, посвященная гармонизации законодательства в области клинических исследований, в связи с внедрением единых правил ЕАЭС.
Важная составляющая организации клинических исследований на сегодняшний день – это регулирование. Причем сегодня изменения происходят не только в странах-членах Евразийского экономического союза, но и в Европе. Так, в мае 2018 года Европа перешла на обновленные правила обработки персональных данных, предусмотренные Общим регламентом по защите данных GDPR (General Data Protection Regulation), что напрямую коснулось клинических исследований. Этот шаг потребовал долгих обсуждений и необходимость гармонизации национальных подходов с едиными правилами. Франсис Кроули, исполнительный директор европейского альянса по надлежащей клинической практике, рассказал, что процесс занял около пяти лет и в этом плане между ЕС и ЕАЭС есть общие черты.
Для ЕАЭС разработаны единые Правила надлежащей клинической практики (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года N 79). А этой осенью был создан сравнительно новый документ – Рекомендация от 2 сентября 2019 года N 25 «Руководство по доклинической и клинической разработке комбинированных лекарственных препаратов». Своими выводами относительно этого документа поделился Александр Андреев, директор по клиническим исследованиям в странах ЕАЭС, компании Сервье.
«Возникает некоторое противоречие между двумя пунктами документа. С одной стороны, если в соответствие с пунктом 15 комбинация содержит соединения, по которым уже есть опыт применения, то клинические исследования не требуются. С другой стороны, если эта комбинация не одобрена уполномоченными органами для применения в ЕврАзЭс, то доклинические исследования требуются несмотря на то, что, возможно, есть совместный опыт применения. Здесь основной вопрос – что подразумевается под одобрением уполномоченными органами комбинации действующих веществ для совместного применения. Имеются ли в виду монокомпоненты, или комбинация этих компонентов в фиксированном виде, одобренная ранее. Тогда мы говорим о воспроизведенной генерической комбинации. Это не совсем понятно. Если говорить о клинических исследованиях, они предполагают три варианта – добавление к существующей терапии, замещение и изначальную комбинированную терапию. Но что касается замещения, здесь также не до конца все ясно. В документе речь идет о фармакокинетических исследованиях, и, в частности, об исследованиях биоэквивалентности с монокомпонентами. Возникает вопрос по пункту 57, где прописано, что для установления соотношения польза/риск будет недостаточно данных о комбинированном применении монокомпонентов, тогда как в европейском документе имеется в виду, что факт совместного применения монокомпонентов недостаточен, и нужно предоставить научные данные об их совместном применении. Как в нашем случае понимать слово «данные», и как это будет трактоваться регуляторными органами — не совсем понятно, потому что возникают противоречия. Если суммировать, то по доклинической практике мы не совсем понимаем, требуются ли все-таки доклинические исследования для комбинаций с уже утвержденными применяемыми вместе монокомпонентами. Для клинических исследований мы не понимаем, нужно ли проводить исследования фармакокинетики и клинические исследования для комбинации, которая замещает уже применяемые совместно монокомпоненты. Также есть некоторые различия в формулировках по воспроизведенным ЛП. В итоге, в отличие от основных фармацевтических правил, которые четко регулируют требования к разработке комбинаций, у нас остаются вопросы. Я мог бы порекомендовать организовать дополнительное обсуждение этого документа с регуляторными органами для того, чтобы понимать, как его положения будут применятся на практике», — сказал Александр Андреев.
О том, что в рамках формирования единых правил ЕАЭС, необходимо открытое обсуждение с привлечением всех заинтересованных сторон, также сказал Дмитрий Щекин, начальник отдела координации формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК.
«Если необходимы изменения, то стоит еще раз обсуждать острые вопросы соглашения, и это во многом зависит от профессионального сообщества. Нами принят основной документ о надлежащей клинической практике, который был гармонизирован в том числе с европейскими подходами, и сейчас мы рассматриваем возможность внесения в него изменений. В частности, наши белорусские коллеги готовят такие предложения, с учетом последних изменений международных документов. Мы надеемся, что эти предложения поступят в конце этого или в начале следующего года. Стоит отметить, что в 2016 году была создана программа разработки документов, касающихся клинических исследований. В текущем году идет активная работа над ними. Сейчас на обсуждение в ЕЭК вынесен ряд таких документов — это руководство по доклиническим исследованиям безопасности в целях проведения клинических исследований для регистрации ЛС, руководство по подготовке клинической документации в отношении ЛС для ингаляций, и другие. Завершено общественное обсуждение руководства по доклиническим исследованиям изучения токсичности при повторном многократном введении ЛС для медицинского применения. Все эти документы будут утверждены в ближайшее время. Что касается критики, хочу отметить, что мы проводим достаточно обширные публичные обсуждения документов, к которым приглашаются ассоциации, компании-производители, научные объединения. Все предложения изучаются и до 80% мнений мы учитываем при выработке конечных решений. Также мы применяем практику «встречи с бизнесом» по разным направлениям, с учетом пожеланий представителей сообщества в странах ЕАЭС. Мы бы хотели, чтобы все стороны активно участвовали в дискуссии и выдвигали свои предложения», — отметил Дмитрий Щекин.
Во время мероприятия был проведен опрос среди участников конференции о готовности перейти к требованиям ЕАЭС в области кинических исследований. Ответы распределились следующим образом:
— внедрение гармонизированного регулирования, позволяющего получать разрешения и проводить КИ в странах ЕАЭС:
- Полезно и позволяет быстрее и качественнее проводить КИ в большем объеме – 78,3%
- Интересно, но национальное регулирование эффективно – 10,9%
- Не знаю – 10,9%
— вы готовы попробовать получить разрешение после внедрения процедуры КИ ЕАЭС:
- Да – 72,3%
- Нет – 4,3%
- Не знаю – 23,4%.