Лопинавир/ритонавир и арбидол неэффективны для лечения COVID-19 легкой и средней форм

0
23327

Открытое рандомизированное контролируемое исследование фазы IV, посвященное безопасности и эффективности лопинавира/ритонавира (LPV/r) и арбидола – противовирусных препаратов, используемых в некоторых странах против ВИЧ-1 и для лечения гриппа, соответственно – в качестве средств лечения COVID-19 свидетельствует о том, что ни один из препаратов не улучшает клинический исход у пациентов, госпитализированных с легкими или умеренными формами заболевания по сравнению с поддерживающей терапией.

«Мы обнаружили, что ни LPV/r, ни арбидол не могут улучшить клинические результаты для пациентов, а также они могут вызвать некоторые побочные реакции, – сказал заместитель директора Центра инфекционных болезней Восьмой народной больницы Гуанчжоу в Китае Linghua Li. – И хотя размер выборки невелик, мы считаем, что он все же может дать содержательные рекомендации для правильного применения LPV/r или Арбидола для COVID-19».

Исследователи решили изучить применение LPV/r и Арбидола, поскольку данные антивирусные препараты были выбраны в качестве кандидатов для лечения COVID-19 в соответствии с руководством, выпущенным в феврале 2020 года Национальной комиссией здравоохранения Китая, на основе клеточных тестов in vitro и предыдущих клинических данных при использовании для тяжелых острых респираторных синдромов (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS).

«Почему важно знать, эффективен ли LPV/r для легких/умеренных случаев COVID-19, – сказал Li. – Если это так, то лекарство может предотвратить переход от легкой или средней формы заболевания в тяжелое состояние и помочь снизить уровень смертности».

В исследовании приняли участие 86 пациентов с легкой и средней тяжестью COVID-19, 34 из которых были случайным образом назначены LPV/r, 35 – Арбидол, 17 – контрольная группа, не получала ничего. Все три группы показали сходные результаты через 7 и 14 дней без различий между группами в показателях снижения температуры, облегчения кашля или улучшения компьютерной томографии грудной клетки. Пациенты в обеих группах с препаратами испытывали побочные эффекты, такие как диарея, тошнота и потеря аппетита в течение периода наблюдения, в то время как в контрольной группе не было явных побочных эффектов.

«Наши результаты свидетельствуют о том, что мы должны тщательно всё взвесить, прежде чем использовать эти препараты, – сказал Li. – Исследователям необходимо продолжить работу, чтобы найти действительно эффективную противовирусную схему против COVID-19, но в то же время любые выводы о схемах противовирусной терапии требуют строгих, научных клинических испытаний и соответствующей осторожности».