Традиционные аналитические материалы, которые отечественные эксперты фармрынка обычно представляют к началу ежегодного, уже XVII, Российского национального конгресса «Человек и лекарство», оказались не столь безнадежны, как можно было бы ожидать на фоне так и не стихающего экономического кризиса. Генеральный директор Московского центра аналитики и консалтинга Давид Валерьевич МЕЛИК-ГУСЕЙНОВ делится своим видением на ближайшую перспективу.
Ну прямо чудный ценовой прирост!
Российская фармацевтическая отрасль на фоне кризиса пока что не только не пострадала, но в 2009 г. приросла в рублях на 26%. Увы, основным условием роста были цены на лекарства… И у государства не осталось другой альтернативы, как начать их регулировать. Первый путь – через контроль над ценами – власть уже проложила.
С 1 апреля включится новый механизм ценообразования на группу жизненно необходимых и важнейших лекарств. Кстати, уже сейчас 65 субъектов Федерации из 83 регулируют цены на многие категории препаратов. В некоторых регионах местная власть выступила с инициативой «подкрутить гайки», и пожестче. Однако еще в начале 2010 года федеральная власть дала понять, что регулирование цен будет касаться исключительно жизненно важных лекарств.
Правда, российские потребители лекарств напрасно надеются, что этот механизм заметно притормозит рост цен. Даже если реформы, которые сегодня активно декларируются и уже внесены в проект закона «Об обращении лекарственных средств», будут успешно реализованы, остается на свободе гораздо более важный фактор роста цен, чем явно преувеличиваемая алчность наших фармбизнесменов.
Штамповать дженерики – дело нехитрое
Импортозависимость российского рынка оценивается в 95%. Негативное влияние столь тотальной зависимости ощущается постоянно, особенно в нестабильной экономической ситуации.
Воспроизвести дженерик массового спроса – дело нехитрое. Зато с точки зрения эффективности бизнеса такой путь – утопия. Бизнесу неинтересны дешевые препараты. Да и для потребителя неправильно лечиться устаревшим препаратом. Поэтому если Россия будет строить собственную инфраструктуру производства лекарств, то посильной должна оказаться ориентация хотя и не на 100%-ные инновационные лекарства, но все же имеющие признаки инновационности. Речь идет о так называемых me-too-препаратах, созданных на основе оригинальной запатентованной молекулы, однако близкой по структуре к той, что уже используется в фармпроизводстве. Между прочим, me-too-лекарства иногда превосходят «родителя» по эффективности.
В 2009 году на уровне премьер-министра России был утвержден список из 50 молекул, на которые приходится наибольшая доля денежных расходов населения и государства. Было решено локализовать производство этих препаратов в РФ. Однако заставить мегафармкорпорации производить здесь свои оригинальные блокбастеры крайне сложно. Видимо, решение будет найдено в производстве me-too-лекарств самими же российскими производителями. Уже сегодня наш бизнес предложил альтернативу таким инновационным препаратам, как Велкейд, Бетаферон (первый – противоопухолевый, второй – против рассеянного склероза). Произведен также отечественный фактор крови.
В 2010 году новым законом «Об обращении лекарственных средств» будет отменена регистрация субстанций для отечественных производителей. Это позитивно скажется на экономическом состоянии наших компаний. А теперь о применении правил GMP для российских производств. Такой переход должен произойти в 2014 году. Обычно подобные декларации чиновников бизнес критикует. Мол, на какие средства будет осуществлен этот переход, как это отразится на ценах? Но я считаю эту цель весьма полезной, в том числе и для фармпроизводителей. Причем тактику под нее должен разработать сам бизнес. Кто-то привлекает к партнерству западные компании: те охотно идут на совместные проекты и инвестируют средства в переоснащение устаревших производственных мощностей. Уже объявлено о создании так называемых региональных фармацевтических кластеров.
Зацепятся ли «якорные» проекты?
Иностранные компании еще не потеряли интерес к российскому рынку. Сравнительно быстрое получение прибыли заставляет многие корпорации осуществить здесь какие-то «якорные» проекты. Так, почти все TOP-30 (ведущие в мире) фармкомпании уже заявили о намерении локализовать в России свое производство. Совокупный объем инвестиций в ближайшие 2-3 года, по оценкам Ассоциации иностранных фармпроизводителей, составит более 1 миллиарда евро. Таких совокупных инвестиций в России никогда не было.
Иностранцы готовы выступать партнерами не только бизнеса, но и государства. Примером может служить поездка премьера В. Путина в конце 2009 года во Францию, где были подписаны документы о частногосударственном партнерстве компании Санофи-Авентис и одной из наших госкорпораций.
Еще более масштабным и беспрецедентным для отрасли может стать покупка российской компанией западного бизнеса. Уверены, что такие перспективы рассматриваются.
Особенный интерес сегодня представляют компании, которые специализируются на исследованиях и разработке новых молекул для лекарств (R&D). Российский R&D сегодня переживает сложный период. Мы еще не утеряли весомые мировые позиции лишь в отдельных терапевтических нишах. Хочется верить, что и государство, и бизнес прекрасно осознают это. А если такое осознание имеется, то сегодня для науки настало время вновь заявить о себе, привлечь инвестиции, в том числе и государственные. Несколько отечественных фармкомпаний, несмотря на все трудности, продолжают сегодня активную деятельность в сфере R&D. Так, значимыми, на наш взгляд, являются исследования в области геронтологии, вирусологии, а также терапевтические разработки в редких нозологиях.
В сегменте частной медицины ожидается бум
Все вышеизложенные изменения конъюнктуры рынка заставят существенно меняться медицину. В аспекте нормативно-правового регулирования отрасль будет значительно реформирована. Страховые принципы обеспечения дополнительных услуг медицинской помощи и лекарственного обеспечения – очевидная реальность. По цепочке это повлечет за собой реформирование системы оказания врачебной помощи, далее – системы образования и переподготовки специалистов в области медицины и фармации.
В 2010 году мы ожидаем, что таким процессам будет дан старт в аспекте утвержденной концепции развития здравоохранения России. Этот документ уже более пяти лет разрабатывается отраслевым министерством, но до сих пор не утвержден.
Переходя от теории к конкретике, отметим, что в 2010 году продолжится процесс сокращения числа стационарных учреждений, в первую очередь – за счет ЛПУ в сельской местности. Одновременно увеличится число амбулаторно-поликлинических учреждений. Этому способствует быстрое развитие сегмента частной медицины в крупных городах, и в этом направлении ожидается настоящий инвестиционный бум. Дальновидные предприниматели понимают, что обеспечение системы здравоохранения будет социальным заказом государства частному бизнесу. Содержать за счет казны громадное количество неэффективных ЛПУ с каждым годом становится все сложнее. Поэтому надеюсь, что в наше здравоохранение наконец придет реформа, которая положительно скажется на качестве медицинских услуг и обеспечит реальную ответственность медицины за здоровье россиян.
Конгресс состоится 12-16 апреля в Москве.