Когда же начнется строительство новых российских фармпроизводств?

0
935

фармацевтическое производство
фармацевтическое производство
Первый год реализации госпрограммы возрождения отечественной фармпромышленности заканчивается с весьма скромными результатами. Лишь на одной строительной площадке действительно выросли новые корпуса завода по производству лекарств. Десятки других широко разрекламированных проектов — общей стоимостью более 40 млрд рублей – остаются на бумаге.

Такими темпами власти вряд ли успеют достичь через две пятилетки декларируемой цели — обеспечить россиян лекарствами «домашнего изготовления» на 50%. Но Минпромторг – ведомство, курирующее ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года», — показатели первого года не смущают. Чиновники продолжают перечислять инвестиционные обещания участников рынка. «Российские производители в ближайшие годы инвестируют в реконструкцию и строительство более 15 млрд рублей. Заявленные инвестиции иностранных компаний составляют на настоящий момент от 25 до 30 млрд рублей. Только компания Novartis за 5 лет должна вложить 500 млн. долларов», — заявил «МН» руководитель департамента химико-технического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Сергей Цыб.
По его словам, свое намерение начать строительство в России подтвердили 10 крупнейших отечественных производителей, в том числе «Акрихин», «Герофарм», «Петровакс». На уровне согласований и строительства до «нулевого уровня» находятся многомиллионные проекты Novo Nordisk, Berlin-Chemie, Astra Zeneca. Все уже работающие заводы иностранных компаний в России были введены в эксплуатацию в прошлые годы – это немецкие Stada и Fresenius, французские Sanofi-aventis и Servier, венгерский Gedeon Richter, словенский KRKA, польский Polpharmа. Единственный завод, действительно достроенный в 2011 году до этапа отделочных работ, – завод норвежской Nycomed в Ярославле.

«Из заявленных миллиардов в 2010-2011 году реально вложено чуть более 700 млн рублей», — перевел планы в реальные цифры в беседе с корреспондентом «МН» гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк. И это в основном иностранные деньги. «Если говорить о российских производителях, ничего нового никто из них точно не строит сейчас, в лучшем случае реконструируют», — заявил «МН» гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев.

Иностранные компании не торопятся инвестировать в объекты недвижимости, предпочитая менее затратные и легко сворачиваемые проекты – поддержку подготовки молодых специалистов в области фармакологии и биохимии, а также научно-исследовательские проекты по разработке инновационных лекарств.

Эксперты отмечают, что государство, приглашая западные компании ассимилироваться на российском рынке, делает все, чтобы не признавать их отечественными производителями. «Даже по отношению к тем иностранным компаниям, которые имеют в России собственные производства и являются российскими юридическими лицами, не применяются протекционистские меры, обещанные отечественным компаниям, — заявил «МН» исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков. — Например, цены на продукцию из списка жизненно необходимых для традиционно местных компаний были проиндексированы в связи с инфляцией, а на продукцию членов нашей ассоциации — нет». По словам Шипкова, региональным менеджерам большой фирмы и так довольно сложно убедить штаб-квартиры делать хоть какие-то вложения на российском рынке. Ведь такие гиганты, как Pfizer или Roche, продают здесь не более 1-1,5% от общего объема своей продукции.

Еще один отпугивающий фактор — заявленный после нескольких переносов на 2014 год переход предприятий в России на международный производственный стандарт качества GMP (Good Manufacturing Practice) будет осуществляться в «усеченном» варианте. Что позволит многим устаревшим заводам и дальше демпинговать. «Разработчики российских национальных норм GMP прекрасно знают, что они изобретают велосипед, давно изобретенный на западе. Они даже не изобретают, просто берут готовый и убирают некоторые детали, назначение которых им непонятно. При этом они и не пытаются оценить последствия своих действий», — так описал «МН» предложенные Минпромторгом отечественные правила производства технолог и президент межрегиональной общественной организации Ассоциация инженеров по контролю микрозагрязнений (АСИНКОМ) Александр Федотов.

И, наконец, само российское государство не торопится с инвестициями в модернизацию фармацевтической отрасли, хотя в ФЦП речь идет о софинансировании проектов из казны в объеме от 50 до 75% их стоимости. По данным Минпромторга, в этом году были подписаны договоренности на бюджетное финансирование в размере 3 млрд рублей.
Все эти риски заставляют западные компании искать собственные, негосударственные пути увеличения присутствия на рынке. «Широко распространена практика, когда западная компания заключает контракт с одной из нескольких удовлетворяющих требованиям GMP российских площадок, — рассказал «МН» о реально существующей практике локализации производства директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. – Там могут только вкладывать инструкции в коробочки или упаковывать таблетки в блистеры, но могут производить и более сложные манипуляции».

Это естественный и цивилизованный способ «врастания» в рынок, считают эксперты. «Если представить, что западные компании действительно возведут здесь десятки новых заводов, то вполне может оказаться, что их мощности настолько велики, что россияне просто не смогут поглотить все произведенные на них препараты», — отмечает Сергей Шуляк. Толком такую перспективу, по его словам,  никто не обсчитывал. В западных странах, где дефицита производственных площадок нет, часть из них постоянно простаивает, напоминает гендиректор DSM Group.

Московские Новости