Петербургский фармацевтический кластер, который был создан полтора года назад, успешно развивается. За последние два месяца открылись две новые исследовательские лаборатории, а всего в рамках кластера будет построено пятнадцать современных заводов по производству медицинских препаратов и оборудования и десять лабораторий.
Импортные аналоги стоят дороже
Под занавес уходящего года известная петербургская фармацевтическая фирма, которая в прошлом году вошла в состав кластера, начала производить аналог импортных кровезаменителей — раствор «Полиоксифумарин». Препарат разработан Институтом гематологии и трансфузиологии и предназначен для восполнения кровопотери при критических состояниях. Отечественного конкурента у кровезаменителя нет, а импортные аналоги стоят втрое дороже — порядка 600 рублей за упаковку.
— В течение ближайших 5 лет мы планируем выпускать 10 — 15 процентов от объема всего сегмента плазмозамещающих растворов в стране, — сообщила директор фирмы — производителя лекарства Алла Шенгер.
Производственные мощности компании позволяют выпускать до 600 тысяч флаконов препарата в год. Раствор применяется только в больницах и службах скорой помощи, поэтому реализуется через дистрибьюторов, специализирующихся на госпитальных поставках.
— Ежедневно в препарате нуждаются примерно 50 человек. Благодаря применению «Полиоксифумарина» на догоспитальном этапе выживаемость пациентов, получивших серьезные травмы, увеличивается на 30%, — утверждает врач ожогового отделения петербургского Института скорой помощи имени Джанелидзе Константин Крылов.
Фирма, которая освоила выпуск нового лекарства, сейчас обладает производством небольшой мощности. Войдя в петербургский фармацевтический кластер, она получила землю под строительство нового завода полного технологического цикла в промзоне «Пушкинская» и планирует выпускать готовые лекарственные средства и фармацевтические субстанции в соответствии с международными стандартами GMP (Good Manufacturing Practice). Строительство завода начнется в 2012 году, первая очередь будет запущена в 2014 году. По словам Аллы Шенгер, уже практически готов проект, однако предстоит найти деньги на строительство — 1,5 миллиарда рублей. На эти цели планируется взять банковский кредит.
Препарат регистрировали четыре года
Параллельно фирма должна решить еще одну задачу — продвижение на рынок нового лекарства. Это, по утверждению фармацевтов, очень непростая задача, на выполнение которой планируется тратить примерно 40 миллионов рублей в год.
— Не секрет, что на нашем фармрынке уже продолжительное время хозяйничают зарубежные компании, — комментирует ситуацию с лекарствами в городе Захар Голант, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. — Их агрессивный маркетинг привел к тому, что и у пациентов, и у врачей много лет формировалось представление, будто в России нет собственных препаратов, собственных разработок и мы вообще никакие препараты не можем создавать и производить. Действительно, после распада СССР наши фармпроизводства остались за границей — в Латвии, на Украине. Поэтому с девяностых годов нам пришлось открыть двери зарубежным фармкомпаниям, чтобы обеспечить страну лекарствами. В результате за последние двадцать лет сложилась ситуация неконтролируемого развития рынка, что привело к почти полному засилью на нем иностранных компаний. Отечественная промышленность в это время практически не развивалась. Но за последние два года произошли значительные изменения в этой сфере. Теперь придется переламывать представления и врачей, и пациентов, которые привыкли к иностранным препаратам.
Алла Шенгер сообщила также, что перерегистрация препарата «Полиоксифумарин» заняла четыре года и что имеющаяся регистрационная система нуждается в совершенствовании.
— Мы эту проблему ставим перед Министерством здравсоцразвития, у нас есть конкретные предложения, — заявил Голант. — Сейчас существует один экспертный центр на всю страну, а мы бы хотели экспертный центр видеть здесь, в Петербурге. Таких центров должно быть несколько, а не один.
Экспертиза лекарств должна строиться на принципах независимости и состязательности. У компаний должно быть право оспорить ту или иную экспертизу, если они с чем-то не согласны. Сейчас диалога между экспертной организацией и производителями не существует. Идет игра в одни ворота. Затягивание с регистрацией лекарств может нам выйти боком, когда полностью оформится Таможенный союз. Может создаться ситуация, когда в Белоруссии, Украине, Казахстане правила регистрации будут проще и они станут на рынке более конкурентоспособными, чем наши производители.
Онкологические больные получат самую современную помощь
Самым значительным событием минувшего года в городе в области медицины Захар Голант назвал начало строительства в Петербурге первого в России центра протонной лучевой терапии.
Меморандум о намерениях построить такой центр был подписан бывшим губернатором города и председателем правления ООО «Центр ядерной медицины Международного института биологических систем имени С. М. Березина» Аркадием Столпнером в рамках Экономического форума. Медицинский комплекс стоимостью около 145 миллионов долларов будет возведен на территории Приморского района на участке площадью 55 — 65 тыс. кв. м. Общая площадь зданий составит 8 — 9 тыс. кв. м. Ввести в строй центр планируется в конце 2014 года. Оборудование для протонной терапии в мире производят всего четыре организации, на данный момент ООО «Центр ядерной медицины международного института биологических систем имени С. М. Березина» выбирает между двумя из них: получение протонов — очень сложный процесс, кроме того, необходима тщательная защита от попадания радиации в атмосферу. Строительство будет осуществляться полностью на средства частных инвесторов.
В подобном лечении в городе нуждаются 250 — 300 петербуржцев ежегодно. Проектная мощность центра составит 1000 — 1500 пациентов в год.
— Мы сейчас работаем над тем, чтобы этот вид помощи — лучевая терапия — был включен в список высокотехнологичных видов помощи, которые оказываются за счет бюджета, — заявил Голант. — На федеральном уровне такие квоты пока не выделяются, но мы ведем переговоры с городскими властями о включении в местный льготный список этого вида помощи, в Минздравсоцразвития тоже будем подавать заявку.
Светлана ЯКОВЛЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Полиоксифумарин был разработан Институтом гематологии и трансфузиологии в конце девяностых и тогда же зарегистрирован, а Самсон мед раньше не сообщал о строительстве нового завода инфузионных растворов.