В 2013 году могут исчезнуть дешевые лекарства

0
821
Минюст зарегистрировал приказ Мин здрава России и Федеральной службы по тарифам по новой методике расчета предельных отпускных цен на лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Изменение цен на ЖНВЛП
Изменение цен на ЖНВЛП

Напомню, в него входят лекарства, которые существенно влияют на уровень заболеваемости и смертности в России: сердечно-сосудистые и онкологические, лекарства против ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, противогриппозные и т.п. Всего в перечне 567 лекарственных препаратов, зарегистрированных по международным непатентованным наименованиям. Из них 93 (16,4%) производятся только отечественными производителями, 207 (36,5%) — только зарубежными, а 267 наименований (47,1%) — как российскими, так и иностранными фармкомпаниями. Если же учесть все торговые наименования, то речь идет о нескольких тысячах лекарств.

Ценообразование этих препаратов регулирует государство — регистрацией предельных отпускных цен производителей и установлением максимальных оптовых и розничных надбавок к ним. Но рынок не стоит на месте — изменяются цены на субстанции, энергоносители, к ним добавляется инфляция, и если это не учитывать, производство может стать убыточным. Поэтому в 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вступившем в действие 1 сентября 2010 года, был предусмотрен механизм ежегодного пересмотра цен, если изменятся цены на сырье и материалы, а также исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Однако методика расчета цены в течение двух лет не утверждалась, что являлось прямым нарушением закона. Чем же она отличается от прежней методики, принятой еще в ноябре 2010-го?

— Основная часть изменений касается процедуры индексации цен на уровень инфляции, — поясняет заместитель генерального директора холдинга STADA CIS Иван Глушков. — Возможность индексации была и в прежней методике, однако из-за противоречий между различными ее пунктами эта норма не работала. Индексация — одна из немногих правок, которые могут быть внесены в методику без изменения норм 61-ФЗ. Это полумера, но и она ослабляет «ценовую удавку» для российских производителей. Однако минздрав ограничил перерегистрацию цены по основаниям увеличения производственных издержек также уровнем инфляции, что де-юре является ужесточением прежней нормы. Не секрет, что темпы роста производственных издержек в отрасли выше, чем официальный индекс инфляции.

К 1 октября с.г. в департамент госрегулирования обращения лекарственных средств мин здрава поступили 318 заявлений на перерегистрацию цен на 750 лекарств. Но все ли производители смогут перерегистрировать их и спокойно планировать производство?

— Проект приказа появился с опозданием — в конце сентября, — напоминает директор по исследованиям и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов. — А процедура его регистрации минюстом растянулась еще на несколько недель. Сейчас у участников рынка есть опасения, что документы, которые они успели подать, могут быть отклонены по формальным признакам. А это значит, что компании снова не смогут перерегистрировать цены. Это может привести к дефектуре по отдельным наименованиям продукции, производство которых становится нерентабельным. Хочется надеяться, что этого не случится, тем более что приказ вносит ряд важных уточнений в саму процедуру. В частности, наконец стало понятно, каким показателем инфляции можно оперировать, до этого вопрос не конкретизировался.

— Появление официальной методики, безусловно, положительный сигнал для фармрынка, — считает и эксперт портала рharm-medexpert.ru Анатолий Новиков. — И все же, несмотря на заявления минздрава о том, что за время размещения проекта на сайте предложений и замечаний к нему не поступало, вопросов к этому документу немало. Например, ФАС уже выдвинула несколько существенных претензий к документу. Новая методика закрепляет ежегодную индексацию цен в зависимости от уровня инфляции (в 2013 году она составит около 6-8%) только на отечественные лекарства из перечня ЖНВЛП. Это ограничение в отношении импортных препаратов привело к фактической фиксации их цен, причем практически навсегда, исходя из текста документа. Понятно, что сколько бы российские производители ни повышали зарегистрированные цены на ЖНВЛП, они вряд ли станут близкими по цене к импортным. Наш производитель ориентируется на ценовой барьер не выше 75% от цены импортного аналога. В противном случае потребитель выберет не российский препарат, а зарубежный. Отечественные производители документом удовлетворены, сетуя лишь на срок его принятия. А вот иностранные остаются в явном минусе. Получается интересная ситуация — на отечественные компании инфляция действует, а на иностранные нет.

Рынок лекарств в России, млрд долл
Рынок лекарств в России, млрд долл

— Многие из компаний — членов нашей ассоциации подавали заявки на перерегистрацию цен,- рассказал «РБГ» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. — По рассмотренным на сегодняшний день заявкам наши компании получают отказы. Чиновники, как правило, отказывая в устной форме, ссылались на отсутствие методики расчета цен. В письменных же ответах минздрав и ФСТ обосновывают отказ превышением средневзвешенных фактических отпускных цен, представленных производителем. Многие компании, предполагая отказы или даже по прямому совету чиновников, сами не подавали заявок в ожидании выхода новой методики. И сейчас им отказывают из-за пропуска сроков подачи заявлений, хотя информация о регистрации документа минюстом появилась лишь 13 ноября. Мы надеемся, что, несмотря на истечение срока подачи заявок на перерегистрацию цены, компании все же смогут проиндексировать цены на уровень инфляции.

Но надеждам производителей сбыться вряд ли суждено: министерство уже дало разъяснение, что «подача документов на перерегистрацию цен осуществлялась строго до 1 октября т.г. Поэтому все, кто не успел подать документы на перерегистрацию в текущем году, теперь смогут это сделать начиная с января 2013 года». Вполне возможно, что некоторые недорогие препараты в следующем году могут попасть в разряд дефицита.

Источник: Российская газета