Как связана социальная изоляция с продолжительностью жизни у онкологических пациентов? Сразу два недавних исследования показывают, что одиночество повышает риск смертности у пациентов.

Еще в прошлом году ВОЗ объявила одиночество глобальной проблемой общественного здравоохранения. Более того, организация даже создала комиссию по социальным связям, которая исследует проблему одиночества и обоснует выделение ресурсов на решение этой проблемы. В ВОЗ, правда, в первую очередь связывали одиночество с риском ожирения и связанных с ним заболеваний.

Но проблема, усугубившаяся пандемией COVID-19 и многомесячной изоляцией, гораздо более сложная и комплексная, показывают исследования.

За последнее время было опубликовано два исследования, доказывающих прямое негативное влияние социальной разобщенности и одиночества на онкопациентов.

Результаты датского исследования, опубликованного в журнале Journal of Clinical Oncology, показывают, что отсутствие семьи и работы напрямую связано с уменьшением приверженности к адъювантной эндокринной терапии среди женщин в пременопаузе с раком молочной железы.

Исследование включало данные общенациональной популяционной когорты женщин в пременопаузе, у которых в период с 2002 по 2011 год был диагностирован рак молочной железы с положительным статусом эстрогеновых рецепторов первой-третьей стадий. В исследовании изучалось влияние социальных характеристик, включая совместное проживание / семейное положение и социально-экономический статус (уровень образования, занятость и доход), на приверженность адъювантной эндокринной терапии с момента начала лечения до пяти лет после постановки диагноза.

Среди 4353 пациентов, включенных в исследование, были выявлены три траектории приверженности: высокая (57%), медленное снижение приверженности (36%) и быстрое снижение приверженности (7%).

По сравнению с женщинами, имеющими семью, одиночки с большей степенью вероятности демонстрируют снижение приверженности лечению. То же происходит с неработающими женщинами, если сравнивать их с работающими.

Иными словами, чем меньше у женщины социальных связей (неважно, семейных или профессиональных), тем меньше у нее шансов благополучно завершить лечение.

Второе исследование касалось пациентов, которые уже благополучно прошли лечение и вошли в ремиссию. Исследователи изучили 3500 пациентов в возрасте 50 лет и старше, перенесших рак. Уровень одиночества измерялся с помощью сокращенной версии шкалы одиночества Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе из 11 пунктов, включая вопросы об отсутствии товарищества и чувстве изоляции от других. В результате пациенты были разделены на четыре уровня: отсутствие одиночества (24%), легкое одиночество (25%), выраженное (24%) и тяжелое (28%). И именно у самой многочисленной группы ‒ людей максимально одиноких ‒ риск смерти возрастал на целых 67%.