Фармкомпании, стремясь к росту продаж своих препаратов, делают ставку на снятие регуляторных барьеров и господдержку. Организаторы здравоохранения и врачи нацелены на улучшение медпомощи в целом. Как участникам отрасли найти общий язык?
В апреле 2022 года аналитическое бюро GxP News совместно с профессиональной сетью «Врачи РФ» провело опрос, целью которого было выявить, насколько врачи разных специальностей считают возможным импортозамещение в российской фармотрасли. В числе наибольших пессимистов оказались специалисты в лечении социально значимых заболеваний. Например, более 80% кардиологов уверены, что Россия не способна достичь технологического суверенитета в здравоохранении; среди онкологов эта доля составила 70%. Кардиологи и онкологи в значительной степени повлияли на уровень пессимистических настроений врачей в целом: 69% от общего числа специалистов не верят в перспективы импортозамещения в стране.
При этом именно в сфере лечения социально значимых заболеваний российская фармпромышленность достигла самых заметных результатов. По данным компании IQVIA, в первом полугодии доля российских препаратов в продажах лекарств как от онкологических, так и от сердечно-сосудистых заболеваний в упаковках составила 57%. Но в денежном выражении отечественные продукты заняли только 16% сегмента онкологических и 35% кардиологических лекарств. Эти данные говорят о том, что российские фармкомпании вносят значительный вклад в обеспечение доступности, в том числе ценовой, лекарственных препаратов для населения страны.
Конфликт ожиданий
Противоречие в статистике свидетельствует о конфликте ожиданий, назревшем между фармкомпаниями и врачебным сообществом. Несмотря на все усилия производителей, направленные на формирование лекарственной независимости страны, медики не осведомлены о них, чем фактически их нивелируют. «Эту ситуацию можно объяснить при помощи теории самореферентных систем немецкого социолога Николаса Лумана. В данный момент очевидно, что сообщества фармкомпаний и врачей действуют на основании собственных систем референции, что и создает конфликт. В частности, они
по-своему, на основании своих собственных ценностей различают благо и не благо, истину и ложь, создавая конфликтующие описания ситуации. Но если мы посмотрим более комплексно, то увидим, что различие между интересами сообществ фармацевтов и врачей создает возможности разных взглядов на одну и ту же проблему и, как следствие, на ее эффективные решения», – рассуждает Павел Степанцов, MA Sociology (Manchester University, МВШСЭН), сооснователь исследовательского агентства Synopsis Group.
Во втором полугодии 2022 года аналитическое бюро GxP News провело серию глубинных интервью с топ-менеджерами крупнейших российских фармкомпаний и ведущими организаторами здравоохранения в разных нозологиях, одной из ключевых целей которых было определение возможных точек их взаимодействия. Оказалось, что участники отрасли, хотя и активно сотрудничают, не доверяют друг другу и стремятся к разным целям.
Участники отрасли, хотя и активно сотрудничают, не доверяют друг другу и стремятся к разным целям
«Помню, как в начале 2000-х стартовала масштабная рекламная кампания, направленная на повышение доверия к российским лекарствам, с привлечением билбордов и других носителей. Мы ожидали резкого всплеска продаж лекарственных препаратов, но этого не произошло», – вспоминает гендиректор одной из крупных отечественных фармкомпаний. По его мнению, более эффективной стратегией для производителей является направление усилий на снятие конкретных регуляторных барьеров, препятствующих доступу лекарств на рынок. С ним солидарны большинство коллег. «Сейчас мы не столько думаем о новых возможностях, сколько работаем над тем, чтобы российские пациенты не остались без препаратов, которые потенциально могут уйти с рынка. Правительство уже приняло ряд мер по ускоренной регистрации дефектурных препаратов. Но, на мой взгляд, нужно идти дальше – смотреть, какие есть оригинальные препараты у российских производителей. Именно этим лекарствам нужны регистрация и помощь регулятора», – говорит вице-президент по корпоративным связям и коммуникациям компании BIOCAD Алексей Торгов.
Организаторы здравоохранения ориентированы в большей степени на выстраивание эффективной системы оказания медицинской помощи пациенту в целом, в которой совершенствование системы лекобеспечения – это лишь часть необходимых мер наряду с профилактическими мероприятиями, обучением врачей, оснащением медучреждений и многим другим. Например, главный внештатный специалист-онколог Минздрава России Алексей Беляев считает, что приоритетными направлениями федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в оставшиеся годы его реализации должны стать «профилактика, первичная профилактика, работа с населением, формирование заботы каждого о своем здоровье и профилактике ряда заболеваний, в том числе онкологических». Директор НМИЦ эндокринологии Минздрава России Наталья Мокрышева отмечает, что эндокринологический профиль сейчас нуждается в таком же системном подходе, который был реализован в рамках федеральной целевой программы «Сахарный диабет» с 1996 по 2012 год. Программа включала комплекс мероприятий от просвещения пациентов и создания школ диабета до стимулирования развития отечественного производства лекарств.
Как выстроить взаимодействие
Для того чтобы организаторы здравоохранения, врачи и фармкомпании смогли объединить свои усилия и начали действовать вместе, необходимо формировать между ними новые формы взаимодействия, считают эксперты. Один из возможных форматов – развитие системной благотворительности, позволяющей перейти от поддержки конкретных пациентов к реализации инфраструктурных проектов в здравоохранении. В этом случае благотворительные фонды, обладающие экспертизой в сфере оказания медицинской помощи по разным нозологиям, могут выступать медиаторами, или посредниками, между организаторами здравоохранения и фармацевтическими компаниями. При этом первые формируют запрос в разных сегментах системы медицинской помощи, вторые могут участвовать в реализации этих мероприятий. Сейчас в России формируется новое поколение фондов, специализирующихся именно на системной благотворительности. По оценкам экспертов, только за последние два года появилось не менее десяти таких организаций. «В среде НКО формируется понимание, что нам всем нужно объединяться в интересах наших подопечных. И тогда, вполне возможно, легче будет найти партнеров среди социально ответственного бизнеса», – говорит директор благотворительного фонда «Энби (Родители детей с нейробластомой)» Анастасия Захарова.