Рынок косметики стремительно растет. В особенности тенденция заметна в онлайн-сегменте. В то же время продажи космецевтики в аптеках стагнируют. Положительная динамика заметна лишь в категории СТМ. Эксперты говорят, что покупатели все чаще выбирают маркетплейсы для приобретения даже традиционно аптечных брендов. Сейчас на онлайн-платформах легко можно найти товары многих ушедших из России зарубежных производителей. Остальные товары зачастую продаются по более привлекательным, чем в аптеках, ценам. Правда, проверить подлинность бренда на маркетплейсах не всегда представляется возможным. Ситуация уже обернулась ростом объемов контрафактной и некачественной продукции, говорят в ассоциации «Антиконтрафакт». По их данным, доля подделок в 2024 году уже достигла пятой части от объемов всего рынка.

Опасные мази

В последнее время в России наблюдается значительное увеличение рынка косметической продукции как отечественного, так и импортного производства. По данным «INFOLine‒Аналитики», в 2023 году российский рынок косметики, парфюмерии и средств для ухода (без учета бытовой химии) вырос более чем на 17%, до 950 млрд рублей с НДС. Причем объем онлайн-продаж таких товаров на маркетплейсах даже опережает рынок: он увеличился на 44% в 2023 году. По итогам 2024 года оборот индустрии может превысить 1,1 трлн рублей, свидетельствуют данные NielsenIQ.

Любой рост рынка непременно сопряжен с проблемой контрафактной продукции, полагают в международной ассоциации «Антиконтрафакт». Несмотря на уход западных брендов, на полках сетевых офлайн-магазинов и на маркетплейсах сегодня можно найти и их продукцию. По данным ВЦИОМ, в 2023 году 27% россиян покупали косметику и парфюмерию официально ушедших из России брендов. Но определить, что перед покупателем подделка, товары, ввезенные по параллельному импорту, или распродажа остатков со склада, практически невозможно.

«Продукция часто продается под известными брендами, но не соответствует стандартам качества. Некоторые недобросовестные производители под видом „экопродукции“ поставляют косметику с непроверенными составами, в том числе с синтетическими или опасными компонентами», ‒ рассказал GxP News первый вице-президент «Антиконтрафакта» Байсолт Хамзатов.

По подсчетам ассоциации, порядка 20% товаров масс-маркета не соответствуют нормам и требованиям, содержат не заявленные в составе, небезопасные ингредиенты, повышенные дозировки тех или иных веществ. Это больше, чем считалось ранее: в 2023 году аналитики говорили о 15% контрафакта на рынке.

Наибольшее количество нарушений выявлено в сегменте декоративной косметики, парфюмерии, а также средств по уходу за кожей и волосами. Так, в составе контрафактной косметики выявлялись тяжелые металлы: свинец, ртуть и кадмий, превышающие нормы концентрации парабенов и формальдегида, запрещенные вещества, такие как хлороформ, фталаты и диоксан.

Также выявлены кремы с содержанием активных фармацевтических субстанций, которые в обход регистрации в качестве лекарственного средства продаются в качестве косметических кремов. При этом некоторые содержат антибиотики, гормональные вещества, к примеру преднизолон. Применение таких кремов может негативно влиять на эндокринную систему, а отсутствие информации может привести к использованию в период беременности, детьми, существенно отразиться на будущем поколении, отмечают в ассоциации.

Аптечный расклад

Тем временем аптечные продажи косметики ставят антирекорды. Так, по данным DSM Group, за первые семь месяцев 2023 года было реализовано 84,2 млн упаковок. Это самый низкий показатель минимум за последние шесть лет. В 2024 году продажи немного скорректировались и даже показывали небольшой рост в упаковках (1,8% за восемь месяцев 2024 года). При этом на рынке аптечного e-com селективная косметика в 2024 году вышла в лидеры.

В целом косметические средства, реализуемые в аптеках, занимают порядка 6-7% общего рынка «ухода за собой», свидетельствуют данные компании. Но с учетом общих для рынка тенденций, в первую очередь перетекания продаж в онлайн-сегмент, эта доля может сократиться. Вместе с тем косметика все еще занимает третью строчку (после лекарственных препаратов и БАД) в структуре продаж аптек, то есть остается важной составляющей дохода аптечных организаций.

По словам экспертов, одной из точек роста для аптечного рынка косметики может быть СТМ. Продукция, реализуемая под собственной торговой маркой, уже показывает рост – за 2023 год ее доля в структуре рынка увеличилась на 2,1% в рублях и на 3,8% в упаковках. По итогам года вес СТМ в общих продажах косметики в аптеках составляет пока только 6,1% от стоимостного объема и 10,6% от натурального. Однако стоит отметить, что эта категория активно продолжает расти второй год подряд (+45,6% и +50,9% соответственно).

Одним из факторов падения спроса на аптечную косметику является рост цен. С 2022 года стоимость аптечной косметики выросла в среднем на 25-30%, отмечал ранее гендиректор «INFOLine‒Аналитики» Михаил Бурмистров. Также из-за снижения доходов населения многие покупатели переключаются на более бюджетные продукты. Производители традиционно аптечных брендов тоже стали больше сотрудничать с маркетплейсами, чем с аптечными сетями, говорят эксперты. За ними в онлайн уходят и потребители.

Если же говорить о борьбе с контрафактной косметикой, то необходимо учитывать международный опыт, полагают в «Антиконтрафакте». Так, Европейский союз ввел строгие требования к безопасности косметической продукции через Регламент (EC) № 1223/2009. Он предусматривает четкое регулирование ингредиентов, обязательную регистрацию продукции в общей базе данных и систему оповещения о небезопасных товарах (RAPEX). США активно используют систему FDA (Food and Drug Administration), Южная Корея ‒ один из лидеров мирового косметического рынка ‒ ввела строгие нормы по сертификации продукции и регулирует ее безопасность через Министерство безопасности пищевых продуктов и лекарств (MFDS). Эксперты ассоциации уверены: контроль за этим рынком необходимо ужесточать и России. Одним из вариантов решения проблемы может стать создание механизмов мониторинга интернет-площадок, а также законодательные инициативы по цифровой маркировке косметики.