Роман Козлов, главный внештатный специалист по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, ректор ФГБОУ ВО «Смоленский ГМУ» Минздрава России
Роман Козлов, главный внештатный специалист по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, ректор ФГБОУ ВО «Смоленский ГМУ» Минздрава России

О том, какую нагрузку несет система здравоохранения из-за появления устойчивости к противомикробным препаратам и как она мешает внедрению инновационных методов лечения, «Новостям GxP» рассказал Роман Козлов, главный внештатный специалист по клинической микробиологии и антимикробной резистентности, ректор ФГБОУ ВО «Смоленский ГМУ» Минздрава России.

– Ухудшается ли ситуация с антибиотикорезистентностью?

– Устойчивые к антимикробным препаратам инфекции вызывают как минимум 1,27 млн смертей ежегодно во всем мире. Очень важен еще один факт – из этого количества смертей, непосредственно связанных с антимикробной резистентностью (АМР), 260 тыс. приходится на детей до пяти лет. Это делает АМР ведущей причиной смерти во всем мире (показатели смертности выше, чем от ВИЧ/СПИДа или малярии) с самым высоким бременем, наблюдаемым в странах с низким уровнем дохода.

Очевидно, что рост резистентности происходит на фоне растущего потребления антимикробных препаратов. Подсчитано, что к 2050 году бремя АМР приведет к серьезным потерям для мировой экономики, размер ущерба оценивается в $100 трлн. При этом летальность от инфекций, вызванных устойчивыми к антибиотикам микроорганизмами, если эффективно не бороться с АМР, составит к 2050 году 10 млн человек ежегодно.

Президентом России перед здравоохранением поставлены четкие задачи: к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни должна составить 78 лет, к 2036 году – 81 год. Если наша борьба с АМР окажется неэффективной, ожидаемая продолжительность жизни уже к 2035 году сократится на 1,8 года.

В связи со стремительным распространением устойчивости доступные антибиотики становятся менее эффективными, а риски неблагоприятных исходов лечения – выше с каждым годом.

Все более острой становится проблема безопасности пациентов в стационарах, прежде всего в реанимации и хирургии. Антибиотикорезистентность создает непосредственную угрозу для применения таких современных медицинских технологий, как трансплантация костного мозга, печени, почки, сердца; имплантация суставов; операции на сердце и сосудах. Возрастают и риски при проведении интенсивной онкологической химиотерапии, подавляющей иммунитет, когда невозможно обойтись без современной высокоэффективной антимикробной терапии. При развитии АМР становится смертельно опасным такое широко распространенное заболевание, как внебольничная пневмония. Сегодня ситуация не является катастрофической, системы здравоохранения, в том числе в РФ, достаточно успешно противостоят этой проблеме. Однако недооценивать ее точно нельзя.

– Насколько ситуация в России отличается от региона к региону?

– Методический верификационный центр по вопросам антимикробной резистентности – референс-центр по клинической фармакологии, созданный на базе НИИ антимикробной химиотерапии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, имеет большой опыт по проведению мониторинговых исследований по антибиотикорезистентности. Первые исследования были начаты еще в середине 90-х годов на базе нескольких центров. Сегодня в наших проектах участвуют медицинские центры более чем в 70 городах России, благодаря чему мы собрали и ежегодно пополняем коллекцию микроорганизмов на 6–9 тыс. культур, которая в настоящее время составляет более 100 тыс. штаммов. В центре создана уникальная модель мониторинга резистентности к антимикробным препаратам, включающая комплекс информационно-технологических, лабораторных и логистических решений. Создана онлайн-система анализа данных «Карта антибиотикорезистентности России» (https://amrmap.ru/), активно поддержанная Минздравом России. Этот проект существует уже больше пяти лет, в настоящий момент у него более 20 тыс. пользователей.

B центре создана уникальная модель мониторинга резистентности к антимикробным препаратам

В целом в России, как и во всем мире, есть определенные региональные особенности с общей тенденцией нарастания устойчивости микроорганизмов в условиях стационаров, но с относительно спокойной ситуацией с резистентностью возбудителей инфекций во внебольничных условиях, однако говорить о том, что один регион «лучше», а другой «хуже», было бы некорректно.

– Какие подходы к решению проблемы наиболее эффективны?

– Необходимо понимать, что без инфекционного контроля, контроля биологических загрязнителей, контроля здоровья животных, правильной утилизации медицинских отходов и контроля, связанного с технологическими выбросами предприятий и влиянием на климат, решать проблему устойчивости практически невозможно. Три основных слагаемых – вакцинация, чистая вода и нормальный инфекционный контроль – дают в сумме каждый год более 750 тыс. спасенных жизней. Основной документ в этой сфере – распоряжение правительства № 2045-р от 25 сентября 2017 года «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Стратегия) и распоряжение правительства № 2214-р от 16 августа 2024 года «План мероприятий на 2025–2030 годы по реализации Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года». И первый пункт стратегии – это информирование населения.

Буквально за последний год проведена масштабная, включающая на сегодняшний момент 16 городов информационная кампания «Твое здоровье – твоя ответственность» (www.antibiotic-save.ru). В продолжение этой работы мы запустили еще один сайт, направленный на регулярное общение с населением, – «Защити себя и других, используя антибиотики грамотно» (www.proantibiotics.ru). Мы хотим достичь одной из главных целей проекта – снижения частоты нерационального применения антибиотиков, показать с точки зрения доказательной медицины, что возможно лечить симптомы заболевания, не используя антибиотики.

Вообще же информационная кампания идет уже достаточно давно. Первый пилот был запущен в Смоленской области, назывался он «Антибиотик – надежное оружие, если цель – бактериальная инфекция». Я абсолютно уверен в том, что начинать информирование нужно, как это ни странно звучит, прямо с детских садов. И мы уже начали с помощью картинок, раскрасок пытаться рассказывать детям, что такое антибиотики, что такое инфекция. Есть серьезные исследования, показывающие, что, если папа или мама берет в руки суспензию для того, чтобы дать ребенку антибиотик, который, с их точки зрения, помогает, и если ребенок задает вопрос: «Почему ты мне хочешь дать это лекарство?» – частота нерационального применения антибиотиков снижается на 30%.

производство новых антибиотиков характеризуется низкой прибылью, а зачастую – ее отсутствием

Подобные информационно-просветительские кампании важны и среди студентов вузов различной направленности. Часто недооценивается тот факт, что студенты – одна из самых социально активных групп населения и, когда мы к ним обращаемся, это оказывает сетевой эффект, в том числе на их родителей, бабушек и дедушек.

Большой интерес к этой кампании возникает и у наших коллег. Она уже объединяет более 4 тыс. врачей, свыше 350 провизоров и фармацевтов.

Также Стратегия предусматривает повышение уровня подготовки специалистов, обеспечение системного мониторинга распространения антимикробной резистентности; разработку противомикробных препаратов и альтернативных методов, технологий и средств профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний человека, животных и растений, другие важные направления.

– Удалось ли благодаря тому, что уже сделано, помешать безрецептурному отпуску антибиотиков и самолечению населения?

– С моей точки зрения, однозначно да. Кроме того, на сегодняшний день Росздравнадзором по результатам мониторинга более 98 тыс. интернет-ресурсов заблокировано свыше 67 тыс. из них, 25% – в связи с предложениями о розничной онлайн-торговле рецептурными препаратами без соответствующего разрешения. Но говорить о полном решении проблемы безрецептурного отпуска антибиотиков преждевременно.

– Идет ли в мире создание новых поколений антибиотиков, способных преодолеть устойчивость?

– Перечень эффективных антибиотиков стремительно сокращается на фоне растущей АМР, а скорость появления новых противомикробных препаратов катастрофически снижается. Более 95% всех антибиотиков было создано в 1940–1980-х годах. Сложившийся кризис объясняется рядом сложностей, с которыми компании-разработчики столкнулись за последние 20 лет.

Трудно найти новое вещество, которое убивает бактерию и безопасно для человека. Процесс разработки усложняется рисками появления новых механизмов устойчивости. Производство новых антибиотиков характеризуется низкой прибылью, а зачастую – ее отсутствием. Не разработан и механизм возмещения затрат на разработку новых антибиотиков. Поэтому число крупных фармацевтических компаний, инвестирующих в разработку новых антибиотиков, с 1984 по 2012 год сократилось с 18 до 5, а количество новых зарегистрированных антимикробных препаратов – в 8 раз. За последние годы несколько компаний, специализирующихся на разработке новых антибиотиков, обанкротились. При этом существующие регуляторные режимы не создают достаточных стимулов для разработки и вывода на рынок новых антибиотиков. За период с 2003 по 2013 год в фармацевтическом секторе менее 5% венчурных инвестиций было выделено именно на противомикробные разработки.

более 95% всех антибиотиков было создано в период с 1940-х до 1980-х годов

В 2020 году более 20 ведущих фармацевтических компаний создали фонд с инвестициями почти $1 млрд, цель которого – обеспечить доступ пациентов к двум-четырем новым антибиотикам к концу 2030 года (Фонд против АМР). Создание фонда стало важным шагом в борьбе с устойчивостью микроорганизмов, но и органы здравоохранения разных стран должны инициировать создание и внедрение механизмов возмещения затрат на разработку соответствующих препаратов, внедрить новые стимулы для развития этого рынка, способствовать инвестированию исследований. В нашей стране ведущими научными институтами и университетами под эгидой РАН подготовлена уникальная программа по борьбе с антибиотикорезистентностью, которая в настоящее время обсуждается на различных площадках. Я абсолютно уверен в том, что ее реализация будет способствовать эффективной борьбе с АМР и обеспечит лидерские позиции России в этой области.