Генеральный директор российского представительства швейцарской фармацевтической компании «Ferring Pharmaceuticals» Кирилл Литовченко рассказал о результатах работы на российском рынке за прошедший год, перспективах и новшествах в структуре продуктового портфеля компании, предназначенного для применения в сфере урологии, гинекологии, лечении бесплодия и акушерства, а также гастроэнтерологии.
С 1 сентября 2010 года процедура регистрации лекарственных препаратов в России значительно усложнилась и удлинилась. В настоящее время регистрация одного препарата занимает несколько лет. Но поиск новых эффективных лекарственных средств ведется непрерывно, и за время, пока регистрируют одну группу препаратов, появляются новые поколения лекарств, которые доходят до российского потребителя с большим запозданием. Надежда только на неуклонное развитие системы регистрации и приближение ее к стандартам цивилизованных стран. Тем не менее, на нашем рынке уже представлены 10 препаратов компании, 5 – на стадии регистрации. В ближайшие годы мы ожидаем появления еще с полдесятка наименований.
Какие из наиболее значительных для компании событий в уходящем 2012 году?
«Ferring» в этом году представила два новых препарата для применения в акушерстве: «Трактоцил» и «Пабал». «Трактоцил» — средство для профилактики преждевременных родов. Первая поставка препарата состоялась в ноябре 2012 года, несколько российских клиник уже получили положительный опыт его клинического применения. По статистическим прогнозам, в 2013 году в России ожидается около 2 миллионов родов. Учитывая, что преждевременно на свет появляются от 5 до 12% детей, «Трактоцил» поможет благополучному появлению на свет 100-200 тысячам маленьких граждан России. Первые отзывы о препарате положительные, он хорошо переносится пациентками, с ним удобно работать медицинскому персоналу. Учитывая, что в Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Испании, Италии, Германии, Франции и Великобритании «Трактоцил» уже рекомендован национальными клиническими руководствами в качестве препарата первой линии, я уверен, что и в нашей стране он будет оценен по достоинству. «Пабал», препарат для остановки послеродовых кровотечений, появится на рынке в I квартале 2013 года. Очень надеемся, что его появление поможет снизить материнскую смертность.
Еще один продукт компании — «Реместип», предназначен для лечения осложнений при циррозе печени. К сожалению, в России это распространенное заболевание с высоким уровнем смертности, связанное с неумеренным потреблением алкогольных напитков низкого качества.
На стадии регистрации находятся еще несколько препаратов производства «Ferring», которые успешно применяются в европейских странах, однако по причине длительной процедуры регистрации в России наши пациенты смогут получить эти препараты не раньше конца 2013 — начала 2014 года.
Я смотрю на препараты акушерского портфеля и на «Реместип» с уверенностью и оптимизмом. Результатами работы по предварительным итогам 2012 года я доволен. Даже, несмотря на процессы реструктуризации, которые проходили в компании в последнее время, динамика продаж показывает рост по сравнению с прошлым годом. Цели, поставленные перед российским представительством штаб-квартирой, достигнуты.
Какие препараты являются лидерами и какова стратегия их продвижения?
Безусловные лидеры — препараты «Минирин» и «Менопур». Оба препарата присутствуют на российском рынке много лет и доказали свою высокую эффективность и безопасность. Но нет предела совершенству, недавно мы вывели на рынок новую форму препарата «Минирин» — подъязычные таблетки, которые должны заменить привычные таблетки в сегменте несахарного диабета. Этот сегмент покрывается программой ДЛО, и, несмотря на то, что больных несахарным диабетом не так много (около 10 тысяч человек), для них очень важно, что новая подъязычная таблетка мгновенно растворяется во рту и ее не надо запивать водой. Кроме того, подъязычные таблетки «Минирин» показаны детям с первичным ночным энурезом.
Препарат «Менопур» также довольно давно присутствует на российском рынке, но, несмотря на это, он все еще увеличивает свою долю в сегменте препаратов, применяемых при процедурах экстракорпорального оплодотворения.
Что касается препарата для лечения рака предстательной железы «Фирмагон», то 2012 год стал годом перепозиционирования этого бренда в сознании потребителей. Надеюсь, что усилия, которые были предприняты, дадут результаты, препарат войдет и в стандарты лечения, и в программу ДЛО.
Одной из наших основных задач является формирование сбалансированного продуктового портфеля компании, чтобы не возникала зависимость от одной-двух групп препаратов. У нас четыре основных блока — урология/онкоурология, несахарный диабет, ЭКО и гастроэнтерология. В гастроэнтерологии у нас есть препарат «Пентаса» для лечения болезни Крона и язвенного колита, препарат «Флит» — для подготовки кишечника к колоноскопии. В гастроэнтерологии также запущен препарат «Реместип». Я намеренно не назвал акушерство, так как это пятая терапевтическая группа. Когда будут охвачены пять терапевтических областей, можно считать, что задача сбалансированности портфеля решена.
Правильно ли я понимаю, что в структуре вашего портфеля основным сегментом являются продукты акушерства и гинекологии, перинатальный сегмент и диабет, а сегмент энуреза не является для вас основным?
Уверен, что подъязычные таблетки «Минирин» ждет большое будущее не только в сегменте несахарного диабета, но особенно — в сегменте первичного ночного энуреза у детей. К сожалению, в России детский энурез до сих пор лечат какими-то дедовскими методами: травками, заговорами, лягушек на живот кладут. Не поверите — будильник используют как средство от ночного энуреза! Представляете, ребенок ложится спать, а ему будильник заводят, чтобы он просыпался и шел в туалет… Но это — в лучшем случае, в худшем — родители вообще не обращают внимания на эту проблему, мол, «само пройдет» или «перерастет». В то время, как энурез — это серьезное заболевание на стыке неврологической, психологической и урологической патологии. Это также и социальная проблема, которая ведет к серьезным психологическим расстройствам в будущем — в 50% случаев энурез сохраняется у пациентов в старшем возрасте. Если их не лечить, они просто выпадут из социальной среды. Страдают дети, их родители и, в конечном счете, государство.
И все же, несмотря на то, что многие родители предпочитают не обращаться к врачу со столь деликатной проблемой, уже выявлено порядка 1 миллиона детей, которым показан прием «Минирина». Препарат отлично себя зарекомендовал. Союз педиатров нам активно помогает, поддерживает наши инициативы, поэтому надеемся, что «Минирин» займет достойное место в лечении и этой патологии.
В группе «Ferring» появился завод «Изварино Фарма». Какую роль играет этот завод в вашем бизнесе?
«Ferring» входит в состав «Польсен фаундэйшн», владелец которой, г-н Фредерик Польсен, имеет несколько разноплановых предприятий в России.
Г-н Польсен известен в России как человек, который опустился в батискафе на дно Северного Ледовитого океана и установил там российский флаг, за что получил российский орден. Он же впервые вывез Большой театр на гастроли в Швейцарию. Сейчас г-н Польсен работает над докторской диссертацией на тему демографии в России. Так что это человек, искренне интересующийся Россией, принимающий активное участие в жизни нашей страны. В ООО «Изварино Фарма» у него есть небольшая доля, но к российскому ООО «Ферринг Фармасетикалз» завод не имеет никакого отношения. Это отдельное юридическое лицо, со своим бизнес-планом и планами развития.
В силу того, что компания частная и небольшая, сказывается ли это на корпоративной культуре? Отличается ли частная компания от больших публичных компаний, вынужденных постоянно наращивать продажи?
Есть, пожалуй, одна серьезная разница — частная небольшая компания менее забюрократизирована по сравнению, скажем, с американскими или европейскими гигантами. У нас решения быстрее принимаются. Так, например, реструктуризацию компании из двух бизнес-юнитов в три удалось согласовать в течение одной недели. То же касается и выбора нового офиса, и новой бонусной политики. Именно благодаря этому удалось сделать так много за прошедший год.
Меня часто спрашивают, каким образом мы соблюдаем комплаенс, процедуры согласований и тому подобное. В «Ferring» очень короткая линия подчинения, поэтому правила намного жестче, стандарты процедур эффективнее и конкретнее. Например, как только вышел закон ФЗ-323 об охране здоровья граждан РФ, процедура общения сотрудников «Ferring» с медицинским сообществом тут же была адаптирована в соответствии со статьей 74, и все сотрудники были ознакомлены с новыми правилами.
У вас были какие-то проблемы с дистрибьюторами в конце 2011 года из-за перегруженности товарами.
Конфликт исчерпан, проблем с дистрибуцией больше не будет. Наша коммерческая политика выстроена в полном соответствии с требованиями ФАС. Портфель компании «Ferring», в основном, госпитальный, за исключением препарата «Флит», который продается через аптеки. Понимаете, на российском фармакологическом рынке очень специфичная дистрибуция. 10 лет назад дистрибьюторов было больше две тысячи. Сейчас произошла некоторая консолидация по госпитальному и аптечному принципу. Группе компаний «Протек», например, удается сохранять баланс во многом благодаря большим оборотам.
Вы упомянули закон, регулирующий взаимодействие компаний с медицинским сообществом. Применяете новые механизмы работы с врачами?
Мы широко используем интернет и все его возможности для продвижения. Кроме того, я очень высоко оцениваю эффективность участия в различных мероприятиях, конференциях, круглых столах, где есть возможность существенно расширить круг общения, наладить новые связи, завести знакомства, обсудить волнующие темы.
Вы лично общаетесь с представителями медицинских сообществ?
Знаете, я редко бываю в Москве, большую часть времени провожу в командировках по России, иногда – за рубежом. Дело в том, что компания у нас маленькая, порядка 70 человек, и другого конкурентного преимущества, кроме людей, у меня нет. Помните цитату из популярной книги «Бизнес в стиле фанк»: «Конкурентное преимущество весит не больше снов бабочки». Я считаю, что мое личное присутствие в регионах дает мне конкурентное преимущество, потому что, к сожалению, руководители высшего звена по регионам ездят мало. Именно это позволяет мне, так сказать, заработать какие-то очки. Кроме того, разъезды – это интересно.
А кроме командировок, чему вы еще посвящаете свое время? Как начинается ваше утро, например?
Я приезжаю на работу к 8 утра, пока еще никого нет. Можно спокойно проверить планы на день, прочесть письма и развернуто на них ответить. Через полтора часа начинается рабочая суета, а после 18.00 требуется еще пару часов на завершение дел и построения планов на следующий день.
На семью время остается?
У меня две дочери — 14 и 9 лет. Старшую вожу в школу, с младшей — хожу на занятия теннисом. Хочется уделять им больше внимания, конечно. И глядя на свою жизнь, и жизнь моих друзей, коллег, я понимаю, что занятость на работе никак не сказывается на времени, которое ты уделяешь детям. Как-то заговорился со старшей дочерью, хватился – уже почти полночь. Спрашиваю, не пора ли спать? А она: «Папа, а жить-то когда?». Сегодня утром за завтраком (который, кстати, готовит моя дочь), я, как мог, отвечал на ее многочисленные вопросы: почему не сносят памятники Ленину, кто такой Горбачев, почему бабушке нравится Сталин? Современные дети не знают всего этого, у них 4 разных учебника истории! Я, как человек, выросший в СССР, никогда не буду праздновать Хеллоуин и День Святого Валентина, а единственный праздник для меня в ноябре — День Октябрьской революции.
Беседовал Игорь Ланской
Источник: РИА АМИ