Итоговая коллегия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

0
782
14 марта прошла итоговая коллегия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) за 2012 год. Ее ждали с особым вниманием, поскольку за неделю до этого у службы поменялся руководитель и врио Михаил Мурашко презентовал не только доклад об итогах работы за год, но в известном смысле и самого себя.
Росздравнадзор
Росздравнадзор

Неожиданностей не произошло — прозвучал вполне традиционный доклад с огромным количеством цифр и малочитаемыми слайдами с мелким шрифтом. Перечень нерешенных проблем был представлен на одном из последних слайдов, но докладчик его даже не озвучил. А проблема у службы, по сути дела, одна, но очень серьезная: круг ее функций огромен и напрямую касается жизни и здоровья каждого из нас, а вот возможности и полномочия по их исполнению урезаны до минимума.

906 тысяч упаковок недоброкачественных лекарств было изъято Росздравнадзором в 2012 году

Росздравнадзор обязан контролировать качество медицинской помощи, выполнение законов, государственных программ и проектов в сфере здравоохранения, обращение лекарств и медицинских изделий, исполнение ведомственных нормативных актов и еще многое другое. Эта работа должна быть стопроцентно эффективной.

Ведь в конечном счете она направлена на то, чтобы лечили нас своевременно и качественно, чтобы врачебных ошибок было как можно меньше.

И чтобы лекарства, которые мы покупаем в аптеке, были безопасны и действенны, наконец, чтобы немалые средства, которые государство выделяет на здравоохранение, не разворовывались и использовались на дело…

За год центральный аппарат и региональные подразделения службы проводят десятки тысяч плановых и внеплановых проверок медицинских и фармацевтических организаций, выносят тысячи предписаний об исправлении недостатков, оформляют сотни протоколов о нарушениях и передают их в суд. Однако ее предписания можно и проигнорировать — и ничего за это не будет. Учреждения-нарушители активно отстаивают в суде свои позиции, что только прибавляет работы проверяющим и судам. А сами суды нередко ограничиваются замечаниями нарушителям, не вынося более строгих наказаний. Для них нужны поправки в КоАП, но кто их должен вносить — не ясно. Дошло до того, рассказала руководитель территориального органа Росздравнадзора по Новосибирской области Людмила Галагуш, что один из главврачей препятствовал проведению проверки. Но получил за это лишь административное взыскание. Поэтому проверок, о которых к тому же предупреждают заранее, никто не опасается, как и символических штрафов за них.

Эта проблема — одно из следствий того, что надзор в сфере охраны здоровья в стране раздроблен по семи разным ведомствам, и полномочия каждого из них узки и малоэффективны. В кулуарах участники живо обсуждали идею о создании в стране единого мощного надзорного органа вроде всесильной Администрации США по контролю за качеством продуктов питания и лекарств (FDA), которая может накладывать огромные штрафы, буквально разоряя нарушителей закона. За эту идею активно борется ФАС, ее поддерживают многие эксперты, недавно ее обсуждали и на совещании по рынку лекарств в Калуге, которое проводил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако на коллегии об этом напомнил лишь гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, высказав мнение, что такой орган должен быть создан на базе Росздравнадзора. Возможно, госчиновнику, только что назначенному, не с руки говорить о том, что его ведомство нуждается в расширении полномочий. Но решать эту проблему рано или поздно придется. Для общества важно, чтобы не оказалось слишком поздно.

Мнение эксперта

Ян Власов, профессор, председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре:

— Нас заботит то, что результаты проверок, проводимых Росздравнадзором, невозможно обратить против нарушителей. Мы переходим к гражданскому контролю оказания медицинской помощи.

Возникает ощущение, что есть некая сила, которая препятствует развитию пациентского движения, хотя призывы развивать его не прекращаются. Наш совет с 2006 года подает свои предложения по этому вопросу, но реально лишь Росздравнадзор имеет возможности развивать гражданский контроль в регионах. Общественные советы уже созданы при его органах в 76 регионах. Мы готовы обучить их членов, чтобы они помогали в проведении проверок и защите прав пациентов. Это реальный ресурс службы — пожалуйста, используйте его.

Автор: Татьяна Батенева

Источник: Российская газета