Разработчики лекарств обменялись опытом в Крыму

0
919

Первая организованная поездка учёных, в теперь уже российский Крым, была посвящена химии. В конце мая более ста исследователей, многие из которых обременены большими должностями и званиями, приехали в посёлок Новый свет на междисциплинарный симпозиум по медицинской, органической и биологической химии-2014. Впечатлениями о встрече на полуострове делятся организаторы и участники мероприятия: заместитель заведующего кафедрой органической химии, доцент химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель организационного комитета симпозиума Константин Кудрявцев и профессор химического факультета МГУ, председатель программного комитета симпозиума Сергей Вацадзе.

Каковы главные темы, которые волнуют сегодня российских учёных в области медицинской химии?

Константин Кудрявцев и Сергей Вацадзе на симпозиуме в Крыму
Константин Кудрявцев и Сергей Вацадзе на симпозиуме в Крыму

Константин Кудрявцев: Медицинская химия, как отдельная химическая дисциплина, концептуализировалась сравнительно недавно, во второй половине XX века, а у нас, в России – в 1990-х годах. И все главные проблемы заключаются в понимании того, как химические соединения природного и синтетического происхождения взаимодействуют с биологическими мишенями в живых организмах на молекулярном уровне. В нашей науке на первом плане находится ориентированность на мишень (фермент, рецептор, ионный канал, ДНК, РНК) и исследование тех молекулярных механизмов, которые запускает через эту мишень биологически активное вещество или лекарство, и которые в конечном итоге через сложную цепь биохимических процессов и сигнальных путей приводят к физиологическому отклику организма. В этой связи медицинским химикам приходится тесно сотрудничать с химиками-органиками, как собственно производителями потенциальных лекарств, так и с биохимиками, разбирающимися в процессах, протекающих в живом организме. Главной задачей для медицинской химии, как для начального этапа создания нового лекарственного средства для той или иной патологии, было и остаётся проведение рационального дизайна, получение и оптимизация химического соединения, которое путём направленного воздействия на молекулярную мишень приведёт к желаемому физиологическому отклику. Различные подходы, направленные на решение этой задачи по отношению ко многим важным биомишеням как раз и обсуждали участники симпозиума, в большинстве докладов звучали именно эти темы.

Что показал симпозиум: много ли в России учёных, исследующих эти темы?

– Достаточно много. У нас на химфаке МГУ, «родине» медицинской химии благодаря усилиям академика Н.С.Зефирова, мы пришли к выводу, что пришло время организовать национальную площадку для обсуждения накопленных результатов и обмена наработанным опытом. В симпозиуме, несмотря на то, что он был первым, приняли участие около 100 учёных, в том числе академики и члены-корреспонденты РАН. Основную часть устных докладов делали авторитетные специалисты в своих областях: директора институтов, заведующие кафедрами, руководители крупных лабораторий и научных групп, которые представляли, по сути, достижения больших коллективов за большой период времени. Помимо этого, в симпозиуме приняли участие сотрудники отечественных фармацевтических компаний, которые сформулировали своё видение ситуации в области разработки лекарственных средств, и, конечно же, молодые исследователи.

Вы сказали, что прозвучало почти сто докладов, и многие из них были посвящены дизайну лекарств. Какие из представленных научных подходов к решению задачи «дизайна» вас особенно впечатлили?

Сергей Вацадзе: Я убедился, что одним из наиболее рациональных подходов к дизайну химических соединений, необходимых для развития медицинско-химических исследований, является подход, основанный на фармакофорных моделях. То есть нельзя просто сказать: о, смотрите, здесь в молекуле индол, присутствующий в сотнях биологически активных соединений, поэтому, синтезируя индолы, мы решаем медицинско-химические проблемы. Это не совсем верно. Вот если для рассматриваемой молекулы изучено распределение зарядов, найдены различные способы её взаимодействия с ферментом или другой биомишенью, исследованы взаимосвязи структура-активность, то на основании тщательного анализа всех этих многофакторных критериев можно оптимизировать данную молекулу до уровня кандидата в реальное лекарственное средство. Учитывая бурное развитие компьютерных методов исследований в медицинской химии, возможен анализ малоизученных фармакологических биомишеней, соотнесение получаемых результатов с имеющимися базами данных по взаимодействию десятков тысяч химических соединений с белковыми мишенями. Здесь огромное поле для деятельности, которая фактически может начинаться с компьютерного предсказания и синтеза и заканчиваться практическим подтверждением на биологическом объекте предсказанного результата.

Почему симпозиум решили проводить именно в Крыму?

Константин Кудрявцев: По нашему опыту, когда конференции проводятся в мегаполисах, крупных туристических центрах, не всегда удаётся собрать «всех нужных людей в нужное время в нужном месте». Поэтому для результативности предполагаемых контактов целесообразнее предоставить участникам относительно обособленную площадку, которая бы объединяла их всех вместе с утра до вечера, и где сами собой завязывались бы профессиональные обсуждения и дискуссии. Поэтому я сторонник того, чтобы участников научных мероприятий, что называется, локализовывать. С другой стороны, окружающая обстановка также должна располагать к продуктивному взаимодействию. Учитывая все эти факторы, мы выбрали посёлок Новый Свет на Крымском полуострове. Решение об этом было ещё принято в конце сентября 2013 года.

События на Украине и в Крыму в конце 2013 года – начала 2014 года не насторожили?

– Мы тщательно следили за развитием событий на Украине и прорабатывали различные варианты по возможному переносу площадки мероприятия. Однако, отказываться от Крыма как места проведения симпозиума не хотелось, во-первых, потому что многие российские зарегистрировавшиеся участники выражали желание посетить именно этот регион, а во-вторых, мы ожидали представительный состав участников из Киева. Так что мы всё же решили не отменять симпозиум и не переносить место его проведения. А далее, как Вы знаете, события развивались очень стремительно, вплоть до того, что за два дня были приняты поправки в Конституцию РФ о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. Тут мы даже успели «впрыгнуть в последний вагон», подав заявку в Российский фонд фундаментальных исследований на поддержку симпозиума и получили финансирование. В общем, случившиеся геополитические события пошли нашему симпозиуму только на пользу.

Получается, что в первые месяцы после возвращения Крыма в состав России вы там побывали внушительной научной делегацией. Каковы ваши впечатления?

Сергей Вацадзе: Мы и наши коллеги, которые общались с местным населением, отметили большой подъём патриотизма в Крыму. Люди говорили, что голосовали абсолютно свободно за присоединение к Российской Федерации, многие об этом вспоминали, без преувеличения, со слезами на глазах. Все те, кто помогал нам проводить мероприятие − и местные жители, и организаторы туристического бизнеса, и рестораторы – все находятся в ожидании перемен к лучшему после вхождения в состав РФ.

Что, по-вашему, можно считать главным результатом симпозиума?

– То, что удалось собрать сильных квалифицированных людей для обсуждения профессиональных вопросов. Зачастую вследствие загруженности и научными, и административными проблемами не успеваешь уследить за тем, кто и что в стране делает. Знаешь, допустим, только фамилию человека или что он директор какого-то института, а что он конкретно исследует и какие результаты, может быть, мирового уровня у него наработаны, – в подробностях не представляешь. Подобные мероприятия позволяют получить большой информационный всплеск, и в этом, на наш взгляд, и состоит их главная цель.

Вопрос как к сотрудникам кафедры органической химии МГУ: много ли студентов изъявляют желание остаться в химической науке?

Константин Кудрявцев: Остаться в смысле продолжения обучения в аспирантуре и работы над кандидатской диссертацией? В последние годы количество таких выпускников безусловно растёт, хотя по-прежнему многие из них для продолжения научной карьеры уезжают в ведущие ВУЗы Европы и США. Следует так же отметить, что, как и во все предыдущие годы существования химфака, многие студенты начинают свою научную работу в исследовательских лабораториях на 1–3 году обучения в МГУ. Карьера химика предполагает систематическую экспериментальную работу за не очень высокую зарплату. Поэтому, как и в любой другой профессии, в химической науке остаются только преданные ей душой и телом люди. Это, безусловно, не 100% выпускников кафедры, но стране также нужны профессионалы и в промышленности, и в образовательной сфере – так что безработными выпускники нашей кафедры не остаются.

Автор: Наталья Быкова

Источник: strf.ru