Генеральный директор АО «Нижфарм», старший вице-президент STADA по России, СНГ и странам Юго-восточной Европы Дмитрий Ефимов в интервью порталу «Бизнес в России» рассказал о том, как работать в кризис.
— Что принесет 2015 год России и отечественной промышленности в частности?
— Поскольку 2015 год кризисный, принесет он, конечно, много проблем, но при этом и достаточно возможностей. Пока еще масштабы этих проблем непонятны, по крайней мере, в фармацевтике. Ситуация меняется достаточно быстро, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Амплитуда этих колебаний и их продолжительность будет зависеть от факторов более высокого уровня — это политическая и экономическая ситуация в стране.
Полагаю, что это не позволит нам загадывать и планировать далее, чем на несколько месяцев.
— Ощущает ли на себе STADA рецессию сегодня?
— Скорее нет. Фармацевтический рынок, наверное, одним из последних отзовется на экономические проблемы. В силу специфики, лекарства, как и продукты питания, не сильно эластичные продукты.
Но, то, что мы ощущаем уже сейчас, это проблемы с девальвацией рубля и ощутимый рост ставок по кредитам. Дело в том, что не столько производители, но, в большей степени, наши оптовые партнеры очень сильно зависят от кредитных денег. Повышение кредитных ставок сильно ударит по рентабельности дистрибьюторского звена и, как следствие, отзовется на производителях.
— Кризис предполагает не только упадок экономики, но и новые возможности. Какие плюсы вы видите в наступившей ситуации? Какими планирует воспользоваться STADA?
— Откровенно говоря, в данной ситуации пока сложно увидеть плюсы. Из анонсированного — это курс правительства на поддержку локального производителя и импортозамещение. В отношении фармпроизводителей разговоры об этом ведутся с 2007 года, и, если реальных шагов до сегодняшнего дня не было сделано, то сейчас, по крайней мере, на повестке дня существуют конкретные меры, такие как «третий лишний», субсидированные ставки по кредитам и так далее.
Для нас, как для представителей российской фармы такая поддержка могла бы стать той самой возможностью, тем самым плюсом, которых так не хватает.
Как руководитель крупной компании могу сказать, что у нас есть запас прочности для преодоления нынешних трудностей, и нам такие времена переживать проще, чем небольшим, более скромного масштаба компаниям, многие из которых, не исключаю, могут уйти с рынка. Для нас это тоже возможность — увеличить свою долю за счет освободившихся ниш.
Кроме того, кризисная пора — это возможность посмотреть внутрь себя, поработать над эффективностью.
— Как бы вы рекомендовали преодолевать кризис? Логично ли использовать принципы преодоления кризиса 2008 года?
— Кризис 2008 года накрыл страну подобно взрывной волне, его эпицентр был далеко от России. Нынешняя ситуация осложняется тем, что основные проблемы — политические и экономические — напрямую связаны с нашей страной.
По итогам 2008 года у нас, безусловно, были сложности, в основном, финансового характера, но это никак не было связано с бизнесом. Сейчас ситуация сложнее. Нужны не просто меры экономии (например, секвестирование расходов) — нужен пересмотр тактики, рыночного позиционирования.
В такой ситуации компании важно научиться переходить в режим ручного управления. Многие стандартные процедуры, которые отлично работают в спокойное время, в период кризиса требуют пересмотра, причем пересмотра именно в «ручном», ежедневном режиме.
Время: Новости Нижнего Новгорода и Нижегородской области