Большинство стран начали промышленное развитие с трансферта технологий

0
614
Глеб Никитин, фото Александра Уткина
Глеб Никитин, фото Александра Уткина

Как идет процесс импортозамещения в России? Как повысить конкурентоспособность отечественного продукта? Сможет ли Россия развить производство без сотрудничества с Западом? На эти и другие вопросы первый заместитель министра промышленности и торговли России Глеб Никитин ответил «Коммерсантъ FM» в рамках программы «Действующие лица».

Глеб Никитин о работе Минпромторга по импортозамещению: «Все наши государственные программы, которые реализовывал Минпромторг в области авиастроения, в области судостроения, радиоэлектронной промышленности, фармацевтической промышленности с начала нулевых годов, – это тоже было импортозамещение, то есть мы всегда занимались импортозамещением, это основная тема и миссия нашего министерства. Сейчас, в связи с наиболее острой постановкой вопроса, мы пытаемся выделить соответствующие сферы, где импорт оказывал критически значимое, слишком значимое влияние, и наша задача в целях национальной безопасности – понизить это влияние. В этой связи, говоря о приоритетных отраслях, я бы остановился в первую очередь на отраслях, производящих средства производства: это нефтегазовое машиностроение, станкостроение, тяжелое машиностроение. Однако, чтобы не обидеть представителей других отраслей, 19 планов импортозамещения по линии Минпромторга скорее говорят о приоритетных позициях, а не об отраслях. Есть приоритетные для импортозамещения позиции во всех отраслях, которым посвящены эти планы».

О приоритетных отраслях в импортозамещении: «Какие позиции мы выбирали в качестве критических? Это те позиции, которые на мировом рынке являются либо монополизированными, либо олигополизированными, то есть доступ к ним может быть закрыт, а уровень зависимости российской промышленности от таких позиций выше некоего критического уровня. В определенных отраслях он доходит и до 95% – что греха таить, есть сферы, где мы 100% соответствующих позиций импортируем. Но если эти позиции, например, на азиатских рынках однозначно доступны, и не только на азиатских, то есть это абсолютно конкурентный рынок по соответствующей продукции, то вкладывать средства в обязательное импортозамещение производства в нашей стране, с учетом ограниченности нашего рынка и с учетом в этой связи неоднозначности характеристик проектов, не нужно».

О влиянии девальвации на развитие экономики: «Экономика и промышленное развитие подчиняются не идеологии, а собственно экономическим законам. В этой связи если мы в течение последних 12 лет каждый год получали снижение своей конкурентоспособности по издержкам, конкурентоспособности юрисдикции в силу укрепления рубля, реального курса и допустили укрепление в 2,5 раза, то естественно с каждым годом производить в стране по сравнению с альтернативным инвестиционным проектом в другой юрисдикции становилось менее интересно. Какое-то время это все равно было интересно, потому что база у нас была очень низкая, у нас был заниженный курс изначально в 2014 году. Это вопрос экономических законов. Три кита – это рынок, то есть открытие рынка и спрос на соответствующую продукцию, это конкурентоспособность юрисдикции по издержкам и это доступность капитала. Будут все три элемента – будет у нас промышленность развиваться, и импортозамещение будет происходить само собой. В настоящий момент актуальность импортозамещения связана ведь не только с какими-то геополитическими моментами, но еще и с тем, что конкурентоспособность нашей юрисдикции внезапно выросла за счет девальвации, и сейчас, безусловно, по сравнению с тем, что было в середине прошлого года, производить соответствующий продукт, как минимум, в полтора раза более выгодно, по сравнению с тем, что производится».

Глеб Никитин о необходимых условиях для качественного импортозамещения: «Мы занимались импортозамещением все предшествующие годы, и в определенных отраслях, безусловно, есть соответствующие результаты. Я могу привести в качестве примера фармацевтическую промышленность, где мы можем производить уже большую часть лекарств, которые входят в список важнейших лекарственных препаратов Минздрава. Это была специальная программа, которую реализовывал Минпромторг, государственная программа развития фармацевтической промышленности, но еще раз говорю: для того, чтобы импортозамещение стало массовым явлением, а не только явлением, зависящим от конкретных мер государственной поддержки, конкретных государственных вливаний, должны быть соответствующие экономические условия.

Одним из важных элементов является конкурентоспособность по издержкам, вторым является доступность капитала. Я считаю, что если первая составляющая сейчас благоволит этому процессу, то в части доступности капитала мы еще до конца, будем мягко выражаться, проблему не решили. Я постоянно в своей текущей деятельности сталкиваюсь с ситуациями, с инициаторами проектов, с инвесторами, которые имеют хорошие планы, хорошие проработанные проекты, но, к сожалению, не могут их профинансировать в силу дороговизны денег».

О непростом выборе монетарных властей: «Монетарные власти и правительство вынуждены заниматься множеством секторов экономики, не только промышленности, социальная сфера не менее важна. И мы понимаем прекрасно, что укрепление рубля, снижая в какой-то степени конкурентоспособность промышленности, при этом увеличивает реальные доходы населения. И напротив: снижение стоимости рубля, будучи благом в какой-то степени для промышленности в долгосрочной перспективе, имеет целый ряд негативных последствий в других сферах. Поэтому коллеги решают комплексную задачу, и сбалансированное движение соответствующих макроэкономических показателей — это очень сложная задача».

Глеб Никитин о том, как повысить производительность труда: «На будущее выходом из ситуации, когда необходимо поддерживать на достаточно низком уровне реальный курс валюты для того, чтобы функционировала и была конкурентоспособной промышленность, является повышение производительности труда. Вот если бы производительность труда у нас была не на уровне 30-35% от таковой в США по эквиваленту в долларе, то и номинальный курс рубля мог бы быть оптимальным, таким, каким он был, хоть 30 руб. Поэтому нам всем нужно сконцентрироваться на проблеме повышения производительности труда. Конечно, в первую очередь это достигается за счет технологического перевооружения и нового вида оборудования, используемого в промышленности. Еще у нас на некоторых предприятиях присутствовала и излишняя занятость, и соответствующий темп работы тоже не всегда являлся подходящим, поэтому движение разнонаправленно. За счет реализации проектов технологического перевооружения, за счет в том числе повышения доступности капитала и за счет внедрения новых передовых производственных моделей, таких как «бережливое производство», например, за счет повышения уровня организации труда в соответствующих компаниях мы должны решать эту проблему».

Пресс-служба Минпромторга по материалам «Коммерсант»