Владимир Путин поручил правительству вернуться к централизованной закупке лекарственных средств. Речь идет о препаратах для ВИЧ-инфицированных, а также больных гепатитом и туберкулезом. При этом функции по закупке лекарств, как это было до 2013 года, напрямую передадут Минздраву. Предполагается, что единым поставщиком препаратов, скорее всего, станет компания «Нацимбио», которая входит в госкорпорацию «Ростех». В результате она сможет рассчитывать почти на 17,5 млрд руб. федеральных средств. Генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.
Сейчас препараты для ВИЧ-инфицированных, больных гепатитом и туберкулезом закупают региональные власти. Зачем нужна новая система, насколько она будет эффективна?
Совершенно верно вы сказали, закупают региональные власти, но закупают за федеральный счет. Потому что идут переводы из федерального бюджета в региональный именно по этим целевым программам, потому что это две целевые программы, отдельно прописанные в законодательстве. Для чего это надо? Это попытка окологосударственных структур монополизировать закупку данных препаратов. Потому что все равно производители разные, дистрибуторы сейчас разные на всей территории России. Здесь такой хороший способ получить прибыль на работе с государственными деньгами.
Эффект какой-то положительный будет от этого?
Совершенно никакого эффекта нет, потому что препараты закупаются, никаких проблем именно по этим двум целевым программам в последнее время не было. Единственная проблема, которая все время существует с закупкой лекарственных препаратов, — денег хронически не хватает, и, конечно, хотелось бы всегда врачам, чтобы бюджет был больше. А так, больше определенных проблем нет.
В Минздраве считают, что такая централизованная система закупок лекарств позволит более эффективно расходовать бюджетные средства, а также снизит риски неполучения тем или иным гражданином необходимых препаратов. Вы согласны с этим?
Риски неполучения лекарственных препаратов связаны именно с финансированием. Как правило, регионы относятся достаточно внимательно к данным программам, потому что деньги на них выделяются, и в рамках этих сумм закупаются препараты. Наоборот, как показывает практика, централизованная закупка может вносить сумятицу и недостаточно правильное распределение лекарственных препаратов.
Есть программа льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами. Раньше все лекарственные препараты закупались централизованно. После нескольких лет действия программы было ясно, что очень сложно из центра распределять лекарственные препараты и определять потребности региона. И закупку препаратов по данной программе передали регионам.
Поясните, пожалуйста, когда передали регионам, что конкретно изменилось? Как регионы закупают сейчас, как это происходит, как они закупают эти препараты, почему эту программу признали неэффективной?
Федеральные деньги из ФОМСа переводятся в территориальные ФОМСы, проводятся конкурсы по списку лекарственных препаратов, и, соответственно, регионы их закупают. Почему была такая централизованная закупка неэффективной? Препаратов было много, и регионы не всегда ответственно относились к заявкам на лекарственные препараты, которые они отправляли в ФОМС на закупку. Сейчас получается у них прямая связь между тем, что у них осталось на складах, что им нужно, какая потребность на следующий год, и они могут выставлять уже требования к конкурсам по количеству препаратов, и какие препараты им нужны, исходя из своих потребностей.
Что касается компании «Нацимбио», что вам о ней известно? Хорошо ли, что поставлять лекарства будет только одна компания?
Это нарушает рыночный принцип конкуренции. Получается, что дистрибутора данных лекарственных препаратов назначают указом сверху, то есть условия поставок, ритмичность поставок опять-таки будет определяться, как они смогут, а не как позволяют рыночные отношения. У монополистов всегда бывают сбои, и всегда бывают неоправданные затраты и повышения тарифов. Поэтому здесь вопрос в том, что может быть непрозрачная схема закупки лекарственных препаратов, кому отдаст предпочтение «Нацимбио» в закупках, потому что не всегда конкурсы являются конкурсами на данные лекарственные препараты. Поэтому, конечно же, монополизация закупок в руках структуры, пусть она и имеет государственные корни, но все равно она управляется коммерческим способом, влечет за собой определенные последствия.
На людях, которым нужны эти лекарственные препараты, как это отразится?
Я надеюсь, что не отразится, и они будут получать лекарственные препараты в том же объеме, в котором получают сейчас и более, потому что, конечно, растет стоимость лекарственных препаратов, и надо, чтобы деньги на их закупку увеличились в федеральном бюджете.