Почему предприятия останавливают производство антибиотиков и обезболивающих

0
1027
Фармпроизводство
Фармпроизводство

Аптеки уже сейчас испытывают дефицит антибиотиков, обезболивающих, ряда лекарств для сердечников и аллергиков — это десятки препаратов как импортного, так и отечественного производства. Как утверждают сами фармацевтические компании, из-за обвала рубля их поставка в Россию или производство внутри страны стали экономически нецелесообразны.

После обзвона трех десятков аптек журналисты «Известий» выяснили, что уже сейчас сложно купить такие лекарства как «Сталораль» (препарат для аллергиков), «Зокардис» (для сердечников), «Нистатин» (противогрибковое средство), «Преднизолон» (лечит в том числе онкологические, аллергические, ревматические заболевания), «Ацикловир» (противовирусное средство).

Эту же информацию подтверждают представители зарубежных и российских фармпроизводителей и в Союзе пациентов. И ситуация, по их мнению, будет только ухудшаться.

Как рассказал заместитель генерального директора Stada SIC  Иван Глушков, в первую очередь сокращаются поставки препаратов, которые входят в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Фармкомпании не могут по своему усмотрению, исходя из ситуации на рынке, менять цены на такие препараты, поскольку здесь цены регулируются государством. Всего перечень включает около 15 тыс. лекарств.

Объемы поставок большинства импортных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, сейчас серьезно ограничены, — рассказал Иван Глушков. — Из-за падения рубля все эти препараты либо убыточны, либо находятся на грани убыточности.

На сколько именно сокращаются поставки, зависит от конкретного препарата.

Некоторые препараты мы вынуждены исключать из портфеля вовсе. Мы от них отказываемся в силу отсутствия у них перспектив на российском рынке, — рассказал Глушков.

Он уточнил, что в первую очередь сокращаются поставки препаратов «регулярной ежедневной терапии, которые легко заменяются отечественными аналогами». За них потребители не готовы платить дорого.

Так называемые жизнеспасающие импортные препараты более рентабельны, так как за них покупатели готовы заплатить и высокую цену, — сказал Иван Глушков. — Они влияют на жизнь или на ее качество.

При этом, по его словам, невозможно повысить цены на лекарство пропорционально падению курса рубля.

Это неправильно как по отношению к потребителю, так и по отношению к рынку в целом, — сказал он.

По его словам, потребители могут почувствовать дефицит препаратов в аптеках во второй половине 2016 года.

Цикл поставки заказа составляет от 6 до 9 месяцев, — сказал он. — Препараты, представленные в аптечных пунктах сегодня, — это остатки со складов. Ассортимент был заказан в начале 2015 года или в конце 2014-го.

По словам Ивана Глушкова, как будет развиваться ситуация дальше, «зависит от изменения государственного регулирования цен и общей экономической ситуации в стране».

Он не назвал конкретных лекарств, поскольку «внутренние решения компании не должны быть известны конкурентам».

Несмотря на изменение курса валют и сложную экономическую ситуацию, на сегодняшний день мы не прекращали поставки ни одного из наших препаратов и будем продолжать поставлять их на российский рынок насколько это возможно, — сказал генеральный директор компании Pfizer в России Данил Блинов. — Однако если девальвация рубля продолжится, себестоимость импортных препаратов может превысить рублевые цены. В этом случае зарубежные компании будут испытывать серьезные сложности… поставки импортных препаратов будут под угрозой.

— Мы в полном объеме поставляем все свои лекарственные препараты, в том числе препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, — сказала менеджер по работе с государственными органами «АстраЗенеки» Елена Данилова.

Она также отметила, что риски снижения поставок есть в будущем.

С 2016 года для регистрации новых препаратов требуется проверка зарубежных производственных площадок на соответствие российским нормам надлежащей производственной практики (GMP), — сказала она. — С 2017 года эта норма начнет действовать и для перерегистрации, а также в случае внесения изменений в досье. Неопределенность и длительность этого процесса несут в себе риски задержек в получении соответствующих сертификатов, и, как следствие, возможно нарушение планов по срокам подачи документов на регистрацию и перерегистрацию лекарственных препаратов. Это может повлечь за собой задержки поставок, что негативно скажется на доступности современных лекарств для российских пациентов.

Российские предприятия для производства препаратов используют в основном импортные субстанции, поэтому и здесь себестоимость препаратов напрямую зависит от курса рубля.

Как рассказали «Известиям» в компании «Биосинтез», в 2015 году было приостановлено производство около 40 препаратов. Это в том числе «Нистатин» (противогрибковое средство), «Ибупрофен» (обезболивающее и жаропонижающее), «Преднизолон» (лечит в том числе онкологические, аллергические, ревматические заболевания), «Фуросемид» (мочегонное), «Дротаверин» (сосудорасширяющее, спазмолитическое), «Левомицетин» (антибиотик), «Анаприлин» (для сердца, антиаритмическое).

Жалобы поступают на отсутствие препаратов в аптеках, и мы ожидали такой реакции рынка на повышение курса доллара, — сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.

По его словам, жалобы поступают, к примеру, на «Сталораль» (препарат для аллергиков, производит французская компания «Сталлержен»). «Известия» проверили — ни в одной из 25 аптек он не нашелся.

Также очень сложно купить препарат для сердца «Зокардис» (выпускает в том числе «Берлин-Хеми») — из 25 аптек он оказался в 7.

Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов отметил, что в первую очередь могут пропасть с рынка дешевые препараты (до 50 рублей) из перечня ЖНВЛП.

Фиксация цены на такие препараты в рублях привела к тому, что многие позиции, особенно самые дешевые, просто невыгодно ввозить в Россию и производить здесь. Дистрибуторам невыгодно забирать продукцию со складов производителей.

К тому же, по словам эксперта, кризис поменял систему оплаты в фармацевтической отрасли.

Раньше крупные поставщики работали в формате отсрочки платежа со многими аптечными сетями, — сказал он. — Сейчас сети должны платить деньги сразу после поставки. А еще лучше предоплата. Но не все аптеки готовы в таком формате работать, особенно крупные аптечные сети, которые сплошь все закредитованы.

Росздравнадзор прокомментировал ситуацию с «Нистатином». В ведомстве отметили, что в Государственном реестре лекарственных средств на 2 февраля есть информация о девяти производителях препарата «Нистатин».

По данным электронных справочных систем указанный лекарственный препарат имеется в наличии в аптечных организациях, — пояснили в Росздраве.