Выпуск лекарственных препаратов до 100 рублей никогда не приносил больших прибылей. Нам удавалось работать в этом сегменте за счёт больших объёмов продаж в натуральном выражении. Но в 2015 году рентабельность приблизилась к нулю. Когда мы выразили регуляторам свою обеспокоенность ситуацией, то получили совет подать заявку на изменение цены на уровне инфляции. Напомню, в последние годы инфляция составляла в среднем 6 %, а курс доллара вырос вдвое. Словом, это не решало проблему. Мы продолжали работать, понимая, как наша продукция важна для многих людей. Но сейчас проблема перешла на новый уровень.
Курс рубля к иностранным валютам снова снизился, в результате себестоимость выросла примерно на 25 %. Подорожали активные фармацевтические ингредиенты, сопутствующие вещества, упаковка. Если раньше мы балансировали около нуля, то теперь несём убытки, ведь рублёвая цена на препараты не корректируется. Не учитываются изменения курса и другие процессы в экономике. Мы не хотим останавливать производство, но долго так продолжаться не может.
У проблемы есть решение! Мы предлагаем отказаться от регулирования цен на сегмент ЖНВЛП стоимостью до 100 рублей. Мы считаем, что этот шаг поможет решить все трудности с производством препаратов, но при этом не приведёт к критическому увеличению цен. И вот почему: каждый из почти 150 МНН, выпускаемых нашей компанией, производят ещё как минимум три предприятия.
Конкуренция в недорогом сегменте всегда была высокой, даже дистрибьюторы воспринимают эту категорию как «биржевой» товар, где каждая копейка влияет на принятие решения о покупке. Как правило, это не брендовая продукция, и люди покупают, скажем, ацетилсалициловую кислоту, не обращая внимания на имя производителя. Без госрегулирования ценовая конкуренция в сегменте приведёт к тому, что производители, не договариваясь, установят приемлемую для потребителя цену. Мы считаем, что стоимость упаковки вырастет не более чем на 10–30 рублей. Уверены, покупатель не воспримет эту разницу как ценовой эксцесс.
Понимаем, что вопрос не решится в одночасье. Поэтому предлагаем начать с одного сегмента и на нём опробовать механизм. Например, с группы препаратов до 50 рублей. Оппоненты могут возразить, мол, производители будут договариваться между собой о поднятии цен. Считаю это маловероятным: мы хорошо знаем и чтим законы. С моей точки зрения, регулирующим органам, Минздраву, ФАС, не стоит опасаться возможных сговоров. Сейчас отрасль как никогда нуждается в поддержке регуляторов, и поддержка должна выражаться в таких системообразующих решениях.
Если раньше мы балансировали около нуля, то теперь несём убытки, ведь несомтря на валютные скачки рублёвая цена на медпрепараты не корректируется. Долго так продолжаться не может.