Мир ещё продолжает жить в режиме «пандемия», тем не менее можно сделать первый анализ того, как фармацевтическая отрасль отреагировала на «вызов века».
Фарминдустрия освоилась в COVID-кризисе гораздо быстрее большинства отраслей. С одной стороны, зная природу вирусов, фармацевты быстро осознали масштаб проблемы. Большинство наших клиентов перешли на удалённую работу 10 марта, после того как Всемирная организация здравоохранения признала происходящее пандемией.
С другой — 90 % фармкомпаний в силу разъездного характера работы и до пандемии активно использовали опцию «home office». Соответственно, практически у всех был отлажен электронный документооборот, сделаны образцы электронных подписей сотрудников, работали внутренние онлайн-ресурсы с постоянно обновляемой информацией для коммуникаций. И, когда по всей России были введены карантинные ограничения, фармацевтические компании не испытали шока, в отличие от предприятий сферы услуг.
Однако навык работать на удалёнке они применили по-разному. Одна часть компаний восприняла формулировку «нерабочие дни» буквально. Так как вся страна отправилась на вынужденные каникулы и бизнес встал, они решили провести это время с пользой: инвестировали в онлайн-образование сотрудников, повышение квалификации и т. д. Словом, повели себя как все нормальные люди в этот период (помните, как в апреле все мы записывались на вебинары?).
Вторая часть проигнорировала слово «каникулы» и продолжила работу, переведя общение своих сотрудников с врачами в онлайн. Для этого потребовалось лишь обновить базу контактов врачей и получить согласие на использование их персональных данных, к которым добавились контакты в мессенджерах, соцсетях и т. д.
Какая из этих стратегий была более верной, покажет время. Однако через пару недель и первая категория компаний возобновила работу. Но оказалась в роли догоняющего: врачей уже пригласили к онлайн-сотрудничеству конкуренты, и вывести их на контакт стало гораздо сложнее. Возник даже ряд неприятных ситуаций: медики, которых вдруг атаковали сотрудники фармкомпаний, запрещали звонить на личные номера.
Рано или поздно пандемия закончится, после неё в бизнесе многое изменится. Уверена, что значительное количество сотрудников останутся работать из дома. Формат показал свою эффективность для бизнеса, кроме того, компании таким образом могут сэкономить на аренде помещений, транспортных расходах и пр.
Возник ряд неприятных ситуаций: медики, которых атаковали сотрудники фармкомпаний, запрещали звонить на личные номера.
Значительный объём коммуникации с врачами останется в онлайне. Общение в мессенджерах и посредством видеоконференций станет новой реальностью. Не исключаю, что профессия медицинского представителя может сменить название, например, на «омниканальный медицинский представитель».
Возможно даже, что общение с медиками онлайн окажется эффективнее живых встреч. Ведь доктора теперь доступны гораздо дольше в течение рабочего дня и могут общаться в удобное им время, а не только между приёмами.
Все ли компании смогут воспользоваться открывшимися возможностями общения с докторами, или все бонусы достанутся тем, кто успел наладить контакт первыми?
Абсолютно точно пандемия станет важной точкой в развитии российского фармрынка. Думаю, что осенью 2020 года уже можно будет понять, как вынужденные каникулы изменили его.