Эксперты обсудили основные тенденции локализации в России

0
2491

22 ноября 2017 года состоялось заседание Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров на тему: «Локализация технологий в России: барьеры, перспективы, пути решения».

Специальные инвестиционные контракты (СПИК) как один из инструментов поддержки развития промышленности, эффективность локализации производства, сложности российского законодательства для ведения бизнеса иностранными компаниями, инвестиционная привлекательность отечественного бизнеса – эти и другие вопросы обсудили профессионалы рынка.

Модератор Андрей Точин, председатель Комитета по ВЭД и продвижению интересов российского бизнеса за рубежом, управляющий директор Центра поддержки ВЭД, обозначил актуальность темы, подчеркнув, что «в России попытки продвинуть локализацию в широком смысле, промышленное, техническое развитие не прекращаются последние 15 лет». Между тем, результаты этой деятельности достаточно спорны.

«Отсутствуют системные условия, в которых локализация развивалась бы без специально оговоренных взаимоотношений между регулятором и предприятием, регулятором и инвестором. На мой взгляд, именно это является ключевой проблемой», — сформулировал Точин.

Об отраслевой специфике локализации в России поведала Евгения Синанова, руководитель проектов юридического департамента SCHNEIDER GROUP, отметив, что «в политике локализации и государство, и иностранные инвесторы преследуют свои цели».

К основным тенденциям в локализации Синанова отнесла расширение географических критериев локализованного производства; расширение круга сфер, затрагиваемых локализацией; усложнение подходов к регулированию локализации, выработка специализированных инструментов для отдельных отраслей; протекционистские настроения бизнеса, находящегося за рамками действия законов 44-ФЗ и 223-ФЗ — риск дискриминации иностранных товаров и работ или услуг, как следствие потребность иностранных производителей в защите антимонопольных органов.

Иван Глушков, GR-директор Stada Нижфарм, посвятил свое выступление теме «СПИК как инструмент локализации в фармацевтической индустрии». По его мнению, жесткие и часто корректируемые правила ценового регулирования являются абсолютным демотиватором и для локального производства, и для экспорта. Однако СПИК не страхует от изменений в ценовом регулировании. И с учетом ряда факторов остается открытым базовый вопрос: СПИК – страховка и или инструмент локализации?

Об инвестиционной привлекательности Калининградской области поведал Денис Салий, первый заместитель руководителя представительства Правительства Калининградской области при правительстве РФ. Благодаря статусу особой экономической зоны, ряду экономических льгот и конкурентных преимуществ на территории области функционируют 140 резидентов, а общий объем заявленных инвестиций составляет 103 миллиарда  рублей. Преференции для компаний-резидентов включают, в частности, нулевой налог на прибыль с момента получения первой прибыли с 1 января 2018 года; нулевой налог на землю в течение первых пяти лет; сокращение сроков проведения госэкспертизы; 7,6% социальные взносы на ФОТ до 2025 года. Иностранцам предоставляется возможность получения в течение трех дней электронной визы на 8 дней пребывания. Для поддержки инвесторов функционирует Совет по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области.

В ходе дискуссии участники делового события – представители компаний Abbot Россия, Teva, KPMG, Novartis — высказали мнения о том, что локализации порою мешает масштаб производства, аспект ценового регулирования, невысокий уровень предсказуемости ведения бизнеса.

Подводя итог Юрий Праслов, директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Ассоциации менеджеров, сформулировал, что интерес иностранных компаний к инвестпроектам в России высок, однако реализация этого интереса осложняется нормативным несовершенством, высоким уровнем государственного регулирования бизнеса, сложностью норм достижения локализации, что отодвигает проекты на среднесрочную перспективу.