Новый российский препарат против рака готовится к клиническим исследованиям

0
1642

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН в Новосибирске готовятся начать осенью этого года клинические испытания нового противоракового препарата на основе вируса осповакцины, сообщил замдиректора института Владимир Рихтер.

Он пояснил, что новый препарат представляет собой современное направление борьбы с онкологическими заболеваниями с помощью онколитических вирусов. Сейчас на мировом рынке всего один подобный препарат, который получил разрешение для использования — Imlygic. Еще два препарата – китайский и латвийский — имеют только локальную регистрацию.

«Мы в качестве прототипа взяли хорошо известный вирус осповакцины и совместно с лабораторией центра «Вектор» (ГНЦВБ «Вектор» Роспотребнадзора) создали наш онколитический вирус. Для этого мы вместо двух жизненно важных генов вируса вставили гены, которые продуцируют интересующие нас белки, а именно иммуностимулирующий белок и белок-убийцу, который собственно убивает раковую клетку», — рассказал Рихтер.

При исследовании in vitro на культурах клеток вне живого организма ученые обнаружили, что препарат эффективно подавляет рост различных раковых опухолей, но наиболее эффективно действует на рак молочной железы и рак мозга. Эксперименты на животных с привитыми человеческими опухолями подтвердили эти результаты. Отличительной особенностью препарата также является то, что через 12 дней после введения он удаляется из всех органов и тканей, оставаясь только в опухоли, при этом живет и размножается до полного ее уничтожения.

«В 2018 году мы закончили доклинические испытания препарата. Сейчас, 1 февраля, мы начали подготовку документов в Минздрав РФ на организацию первой стадии клинических испытаний препарата. У нас очень много заинтересованных клиник, но думаю, что мы сможем начать испытания не раньше, чем 1 октября этого года. Дальше все в руках врачей», — сказал ученый.

Он пояснил, что на первой стадии, которая продлится не менее года, препарат должен получить подтверждение безопасности при испытаниях на безнадежных больных. При успешном завершении первой стадии начнется вторая стадия испытаний.

«Думаю, что пройдет 4-5 лет, чтобы выйти на производство препарата для широкого применения», — добавил Рихтер.