Тема лекарственного обеспечения волнует всех, потому что мало кому удается обойтись вовсе без лекарств. Каждый из нас пользуется услугами аптек и нередко свои претензии по любым вопросам лекарственного обеспечения адресует именно им. Популярной темой деятельность аптек стала и для многих общественных персон. О ней много говорят, в большинстве случаев — в негативном контексте, но мало кто пытается разобраться в том, как устроен розничный фармрынок. Подробнее о мифах об аптечном бизнесе, сформировавшихся в обществе, в материале Евгения Нифантьева,
Самый распространенный, что аптеки — это сверхприбыльный бизнес. Возможно, так было лет 10-15 назад, когда их было мало и конкуренция в этом сегменте практически отсутствовала.
Сейчас статистические данные говорят о другом: рентабельность отечественных аптечных сетей в среднем не превышает одного процента. Для сравнения: чистая прибыль крупнейшей мировой сети Walgreens Boots Alliance составляет 4 процента.
Низкая доходность в аптеках обусловлена тем, что сегодня аптечный ретейл является едва ли не единственным примером почти совершенной конкуренции. Налицо все ее признаки: большое количество покупателей и продавцов — сегодня в России работает более 60 тысяч аптек. Конкуренция между ними настолько велика, что все они работают на минимальной марже. При этом половина продаж осуществляется в аптеках, представляющих средний и малый бизнес. Во всех аптеках продается однородная продукция, отсутствуют серьезные барьеры для входа на рынок и выхода с него. Для того, чтобы открыть аптеку или небольшую сеть, нет необходимости строить дорогостоящие распределительные центры, как в продовольственном ретейле. Войти на этот рынок несложно: арендовал помещение, сделал там ремонт, купил оборудование, нанял персонал с фармацевтическим образованием, получил лицензию — и вперед. Дистрибьюторы обеспечат тебя любыми необходимыми препаратами уже на следующий день.
Деятельность аптек практически полностью открыта — у любого человека имеется полнейший доступ к информации о лекарствах. Уже больше двадцати лет у покупателей есть возможность сравнить цены во всех аптеках, не выходя из дома, а сейчас, с развитием технологий, можно выбрать препарат по лучшей цене, в один клик забронировать и забрать его в аптеке, в которую ему удобно зайти. К примеру, в продовольственном ретейле возможности так легко отслеживать цены на продукты до сих пор нет.
При такой открытости розничного рынка основным инструментом привлечения покупателя стала цена. Аптеки в автоматическом режиме скачивают цены конкурентов и подстраиваются под них, снижая свои. Вот так и сформировался низкомаржинальный рынок с жесточайшей конкуренцией, где реально работают законы рыночной экономики.
Второй миф, который эксплуатируют довольно часто: что аптекам выгодно продавать дорогие лекарства. На самом деле ценообразование в современных российских аптеках устроено так: чем дороже препарат, тем ниже на него процент наценки. На препараты ценой свыше трех тысяч рублей наценка всего от 2 до 5 процентов. Но при безналичной оплате (банковской картой) аптека вынуждена заплатить около 2 процентов банку за эквайринг, а доля таких платежей уже перевалила за 50 процентов.
На деле до 40 процентов ассортимента аптек составляют лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), цены на которые регулирует государство. Но даже на эти препараты наценку рыночные механизмы регулируют не хуже нормативных актов. Приведу пример наценки на ЖНВЛП в одной из популярных аптечных сетей: в среднем она составляет 8,7 процента. А наценки в ценовых диапазонах таковы: лекарства ценой до 50 рублей — 20,72 процента, от 50 до 500 рублей — 10,9 процента, более 500 рублей — 4,98 процента, то есть от 24 рублей 90 копеек. Где же здесь сумасшедший доход?
Третий миф: аптекам не выгодно брать препараты дешевого ценового сегмента, поэтому их в продаже нет. И здесь цифры говорят об обратном: 43 процента упаковок, проданных в аптеках, составляют именно лекарства стоимостью до 50 рублей, а средняя стоимость упаковки в этом ценовом диапазоне составляет всего 22 рубля.
Четвертый миф: если разрешить дистанционную торговлю лекарствами, то цены на них будут значительно ниже. Приведу расчет по данным сети социальных аптек: средняя реализованная наценка составляет 10-11 процентов, средний чек — 650 рублей. Но даже если при доставке он будет в два раза больше, себестоимость курьерской доставки составляет не меньше 200 рублей. Два арифметических действия покажут: если учесть стоимость доставки, то покупатель точно получит лекарства дороже.
Еще один популярный миф — что значительная часть лекарств в нашей стране — фальсифицированные. Но по данным Росздравнадзора, который ведет постоянный мониторинг качества лекарств, в легальном канале продаж, то есть в аптеках, доля фальсифицированных препаратов не превышает 0,01 процента, то есть отличается от субъективных оценок примерно в тысячу раз.
Не менее популярен и миф, что импортные лекарства, продающиеся в России, совсем не такие же, как продающиеся в Европе. Это тоже выдумки: препараты одного и того же производителя, с одним и тем же названием и в такой же дозировке, купленные в России и в Европе, абсолютно идентичны. Они произведены, как правило, на одном заводе, на одной производственной линии с использованием одной и той же субстанции, по одной технологии и одним стандартам. По какой причине они могут отличаться друг от друга, если не по убеждению тех, кто об этом говорит?
Ну и, пожалуй, последний миф, самый распространенный: отечественные лекарства значительно хуже импортных. Основан он на устаревших представлениях да на принятом у нас стереотипе, что все импортное всегда и везде лучше отечественного. Хотя это далеко не так. За последние 10-15 лет наша фармацевтическая промышленность сделала огромный рывок. Оборудование, установленное на наших новых заводах, зачастую более современное, чем у крупнейших зарубежных производителей в других странах. Сегодня качество лекарств, произведенных на отечественных предприятиях, соответствует высочайшим международным стандартам GMP (надлежащей производственной практики). Это доказано и различными инспекциями наших предприятий, и сертификатами европейского образца, которые многие уже имеют. Неслучайно за прошлый год в аптеках продано более 60 процентов лекарств в упаковках именно отечественного производства. Правда, в деньгах — всего около 30 процентов, но это связано как раз с тем, что многие отечественные препараты в разы дешевле импортных аналогов.
И у нас есть все основания гордиться тем, что мы можем и производить, и продавать лекарства по самым высоким международным стандартам, создавать с нуля успешный бизнес и удобные для людей аптечные сети, осознавать свою социальную ответственность. А не посыпать без конца свои головы пеплом и выискивать черную кошку в темной комнате. Тем более что ее там нет.