Гормон роста

0
973
гормон роста
гормон роста

Все знают, что лечимся мы импортными лекарствами. В перечне жизненно важных лекарственных средств их доля превышает 90%. Следует ли из этой ситуации вывод, что отечественная промышленность не способна поставить на рынок качественные лекарства? Вопрос непростой. Попробую ответить на него на примере группы лекарственных средств, которые производят методом биотехнологии, иначе говоря, генно-инженерных препаратов (инсулины, эритропоэтин, факторы крови, гормон роста и другие).

Технологии производства таких лекарств Россия имеет с 80-х годов прошлого века. Мировой рынок генно-инженерных лекарств за этот период вырос в сотни раз. На российском рынке безраздельно господствует несколько западных компаний, непрерывно повышая цены на эти важные медикаменты, используемые при лечении социально-значимых заболеваний (онкология, сахарный диабет, сердечнососудистые и другие).

Почему же не осваиваются отечественные технологии? Может быть, мы не способны? Способны. Подтверждением тому является работы, созданные в последние 10 лет, опытно-промышленные установки, которые производят генно-инженерные лекарства. Но доля их на рынке 1-5% от объёма российского потребления. Нет крупных промышленных производств.

Решение напрашивается само собой. Нужно построить один или несколько заводов. Строительство современного комплексного биофармацевтического предприятия стоит недёшево, однако эти затраты в несколько раз меньше, чем те ежегодные расходы государства на закупку генно-инженерных лекарств, которые осуществляются.

Почему же не строятся в России современные биофармацевтические комплексы, включающие производства субстанций и готовых лекарственных форм. Дело в том, что частный капитал относит участие в подобных проектах к категории высокого риска. На рынке генно-инженерных препаратов действует единственный покупатель, и имя этого покупателя – государство или, если хотите, бюджет. От поведения этого покупателя и зависит успех крупного биофармацевтического проекта. Другими словами, реализация подобного проекта должна проходить при ясно выраженной позиции Правительства РФ о необходимости создания конкретного завода.

А что Правительство? Было бы несправедливым сказать, что Правительство России не озабочено этой проблемой. Напомню, что в феврале 2008 года Совет безопасности принял решение о необходимости поддержки отечественной фармотрасли, в июне 2008 года премьер В.В. Путин провёл осенью 2008 года в Курске совещание о мерах поддержки фармотрасли. При Правительстве РФ создан Совет по развитию этой отрасли, но Совет до сих пор ни разу не собрался. Необходимо принять меры!

Наконец Комиссия при Президенте РФ добралась до конкретных мер. 31 августа сего года указанная Комиссия одобрила пять конкретных проектов, призванных внести существенный вклад в развитие отечественной фармацевтики. Два из этих проектов относятся к биофармацевтике. Очень важное событие. Переход от общих решений к конкретике.

Однако если присмотреться к конкретным проектам, возникает недоумение. Например, «проект «Генериум» предполагает создание научного центра генно-инженерных препаратов, в котором будут заняты 150 лучших учёных, и высокотехнологического производства на 140 рабочих мест».

По сообщениям СМИ, для учёных и их семей будет предусмотрено строительство коттеджей с развитой инфраструктурой, включающей образовательные учреждения, спорткомплексы, досуговые центры.

Всё это будет в пос. Вольгинский Петушинского района Владимирской области. Да, место известное. Но там всегда занимались ветеринарной вирусологией и ветеринарной микробиологией. Там не было и нет специалистов по генной инженерии.

Не смахивает ли это на проекты небезызвестного Остапа: создания Нью-Васюков?

Из уст самого Президента РФ прозвучало, что «высококлассных специалистов можно привлечь научными возможностями, помноженными на европейскую или более высокую заработную плату».

Можно. Но зачем? 40-50 лет тому назад в нашей стране созданы крупные научные центры, накопившие большой опыт в сфере молекулярной биологии и биотехнологии. Эти центры расположены в Москве, Московской (Пущинский научный центр РАН, НЦ прикладной микробиологии, пос. Оболенск) и Новосибирской (пос. Кольцово) областях.

Почему бы это не сделать в том же Зеленограде, где есть кадры и инфраструктура? Ведь в Москву будущие нобелевские лауреаты поедут скорее, чем в Нью-Васюки и стадионы строить не надо.

Почему игнорируются предложения Российской Академии Наук и руководителей субъектов федерации о развитии биотехнологии с использованием научного потенциала этих центров? Вопрос любопытный. Кто-то, видимо, очень хорошо умеет заходить в высокие кабинеты. Такое бы умение да на службу Родине. Словом, подводят Вас советники, уважаемый Дмитрий Анатольевич.

Автор: Игорь Никулин, биолог, эколог, кандидат в депутаты Мосгордумы.