В СМИ прозвучала информация, что со следующего года многие препараты в Латвии подешевеют. Однако чиновники убеждены: производители ни при каких условиях не станут работать себе в убыток…
Министерство здравоНЕохранения ЛР
Ни для кого не секрет, что в Латвии чуть ли не самые дорогие медикаменты по сравнению даже с богатыми странами ЕС, не говоря уже о России и Белоруссии. Правда, чиновники при минздраве говорят, будто это не так, но с реальностью не поспоришь: жители Латвии упаковками возят препараты из Польши, Германии и восточных стран–соседок. К слову, в той же Германии и России сейчас на государственном уровне обсуждают возможность на время кризиса существенно снизить цены на медикаменты! А как будет в Латвии?
Пресс–секретарь агентства Кристине Лиепа сказала «Вести Сегодня»: «Министерство, насколько я знаю, не планирует приказами снижать цены на лекарства. Это относится и к препаратам из списка компенсируемых медикаментов, рецептурных». Наоборот, все идет к тому, что препараты будут дорожать — налоги–то растут.
«Государство не может заставить латвийские и тем более западные частные компании продавать у нас в стране медикаменты дешевле, пусть и только на время кризиса. Желание снизить цены должно исходить собственно от производителей и распространителей медикаментов», — ответила г–жа Лиепа.
Что ж, обратимся к производителям.
Государство здесь не власть
— Мы частное предприятие, поэтому никто не может вынудить нас понизить цены, хотя их и контролирует государство, если речь идет о лекарствах из списка компенсируемых медикаментов. Хотели поднять цены на некоторые препараты из списка, но нам не позволили, — рассказывает «Вести Сегодня» коммерческий директор «Олайнфарм» Юрий Каплинов. — Однако не думайте, что в Латвии цены на медикаменты еще долго будут выше, нежели, например, в России: там тоже все уверенно дорожает.
В соседней стране далеко не все медикаменты значительно дешевле, чем у нас. Вот сейчас в России рекламируют препарат арбидол от свиного гриппа. Он там стоит от 15 долларов до 15 евро. Хотя его себестоимость 2–3 евро. Цена завышена, поскольку большие деньги вложены в рекламу и продвижение продукта на рынке. Все расходы в конечном итоге включаются в цену медикамента, который вы покупаете в аптеке.
А цены на латвийские препараты — от компании «Гриндекс» или Рижской фармацевтической фабрики — «определил» 2004 год. Латвия вступила в ЕС, и местные производители должны были иметь евросертификат качества GMP. Пришлось вкладывать огромные деньги в модернизацию производства, брать кредиты. Например, «Олайнфарм» вложил в производство более 20 миллионов евро: этот кредит мы до сих пор не погасили. Разумеется, цены на медикаменты выросли, мы же должны компенсировать расходы…
Государство местным заводам никак не помогало — ни тогда, ни теперь. А фармпроизводство — высокотехнологичное и энергоемкое, в цену препаратов включены расходы на все — газ, электричество и прочее, прочее. Сейчас в стране налоги поднимут, и это вновь отразится на цене нашей продукции, — говорит собеседник.
Конкурент, отзовись!
Но государство установило планку, выше которой те или иные медикаменты в аптеках стоить не могут. Соответственно, своя планка есть и у завода на себестоимость препаратов, и ее не перешагнуть, на сколько бы государство ни повысило налоги. «Олайнфарм» готов работать в убыток? Юрий Каплинов ответил: тогда придется прекратить выпуск препаратов, которые невыгодны заводу. Оказывается, с 2004–го «Олайнфарм» уже сократил список производимых медикаментов почти на 50%…
— Наши медикаменты продаются в 27 странах, например, в России, Японии, Австралии, Корее, Тайване, США, европейских государствах, где цена на один и тот же препарат, разумеется, может быть разной. Допустим, противоаритмическое средство этацизин в России дороже, чем в Латвии. Оно там продается давно, хорошо известно, а в Латвии программу по продвижению продукта начали позже и посчитали: здесь должно быть дешевле! А наш ремантадин в России дешевле, чем в Латвии. Там конкуренция больше: аналог выпускают еще 30 заводов, — замечает коммерческий директор.
Не очень красиво получается. Значит, Латвии надо открывать границы для медикаментов–аналогов, которые выпускает максимальное число фирм, и тогда препараты будут дешевле? Но поскольку конкуренция в стране низкая, да еще и государство вставляет палки в колеса предпринимателей, цена на тот же ремантадин выше, чем в России. Увы, таковы законы бизнеса, а обычного человека эта машина просто перемалывает…
Китайский след
И цены на сырье для медикаментов выросли примерно на 50–60%. В итоге многие страны ищут, где подешевле. «Продукция, которая выпускается в России, зачастую из китайского сырья, но оно не гарантирует высокого качества препарата, приличные страны такое не закупают. А мы делаем лекарства из своей активной субстанции, высочайших мировых стандартов. Эту же субстанцию продаем в США», — говорит Юрий Каплинов. Спорное, конечно, заявление. Многие хвалят именно российские медикаменты, а сверхкачественно–европейские стараются вообще не покупать: дороже, слабее и, наконец, не проверены временем…
— Но раз уж мы производим все в Латвии, себестоимость препаратов высока. В свою очередь, крупные немецкие компании большую часть продукции выпускают в Китае и Индии, где дешевая рабочая сила и ниже энергозатраты, — продолжает коммерческий директор.
Ладно Россия и Китай, но даже в европейских странах цены на многие препараты ниже, чем в Латвии. Можно найти и продукцию «Олайнфарм», которая за границей дешевле, чем на родине. Почему? «Да, например, в Норвегию мы продавали препараты, и они были дешевле, чем для Латвии: нам сделали большой заказ и внесли предоплату, а это всегда сказывается на цене медикаментов», — подчеркивает Юрий Каплинов.
Скидка для Латвии
К слову, в Норвегии и Польше теперь, во время кризиса, многие медикаменты дешевеют. По словам собеседника, со следующего года отдельные препараты «Олайнфарм» в Латвии тоже подешевеют — например, омепразол примерно на 20%, а ремантадин, возможно, на 30–40%. По словам Юрия Каплинова, последний в аптеке должен стоить 5–6 латов. Впрочем, на одно понизили, на другое повысили. В итоге все равно цены в аптеках в среднем по стране растут…
А вот директор по маркетингу компании «Гриндекс» Арманд Лапиньш сказал, что цены на препараты его завода примерно одинаковые в Латвии и России. «Кроме того, мы понизили цены на отдельные рецептурные медикаменты, и теперь они в Латвии даже дешевле, чем у соседей, — говорит он. — Но, как бы мы ни старались, здесь дорого производить препараты, в частности, из–за высокой цены регистрации медикаментов. Да и рынок у нас здесь маленький, лекарства продаются небольшими партиями».
В Латвии человек в год в среднем тратит 110 латов на медикаменты, в Германии — 240, а в Англии — около 300 евро. И сравните: какое население Латвии — 2,3 миллиона и Германии — более 82 миллионов человек! Многим фармзаводам просто невыгодно работать с нашей страной, а те, что есть, накручивают цены, поскольку нет конкурентов.
«Вести Сегодня»